"Игры и Игрушки" №4-2023
Мыльные пузыри для развития крохи
Работая в службе ранней помощи, мы очень часто сталкиваемся с запросами родителей – ребёнок не говорит, не смотрит в глаза, не реагирует на имя. Родители просто не знают, во что играть с малышом, как правильно организовать игровую деятельность. Нередко от незнания родители замещают полноценное эмоциональное общение с ребёнком гаджетами, различными игрушками. Создаётся впечатление успешной игры, ребёнок что-то перекладывает, нанизывает, строит. Но его действия однообразны, а понимание обращённой речи ограниченное. В погоне за якобы интеллектуальным развитием родители забывают о самом главном – желании и потребности малыша иметь контакт с мамой. Теряется важный момент – научиться подражать действиям взрослого, слышать и выполнять простые просьбы мамы или папы.
В помощь родителям предлагаю простое занятие, которое доставит удовольствие малышу и взрослому. Оно будет способствовать эмоциональному общению с ребёнком, формировать у малыша навык фиксировать взгляд на лице мамы или бабушки, удерживать внимание на игрушке.
Волшебные пузыри
Мыльные пузыри нравятся всем детям. Ловить невесомые пузыри – большое удовольствие. Так давайте используем их в формировании важных для крохи навыков!Старайтесь держать баночку с пузырями на уровне лица взрослого, тем самым привлекая внимание ребёнка не только к баночке с пузырями, но и к эмоциональной мимике взрослого. Обязательно обращайтесь к малышу: «Мы сейчас будем дуть пузыри.» Движения с баночкой должны быть размеренные, медленные. В этот момент взрослый наблюдает, фиксирует ли ребёнок взгляд на баночке, может ли он проследить за ней?
Звукоподражание
Прежде, чем вы откроете крышку баночки, предложите малышу постучать по крышке. Тем самым вы включаете ребёнка в совместную деятельность, формируете навыки подражания взрослому, стимулируете его звукоподражание, проговаривая: «Тук-тук».Следующим этапом будет открытие крышечки. Взрослый привлекает внимание ребенка вопросом: «А где пузырьки живут?» Покажите указательным пальцем на баночку, формируя указательный жест у ребёнка.
Учим дуть
Обычно дети хорошо удерживают внимание, потому что впереди их ждёт маленькое чудо – появление волшебных пузырей. Прежде чем дуть на палочку, предложите ребёнку подуть на его ручку, чтобы показать подачу воздуха. При этом действии снова привлекайте внимание малыша к своему лицу: «Дай ручку, я подую!» В данный игровой момент взрослый формирует понимание обращённой речи, умение выполнить свою просьбу. Взрослый заинтересовывает малыша, привлекает его внимание, показывая, что дуть можно и холодной струйкой воздуха, и тёплой.И вот наконец появляются пузыри. Их можно весело ловить и хлопать ладошками или ножкой. Постепенно игра может усложняться. Прежде, чем открывать крышечку пузырей, малыш будет осваивать умение стучать по крышечке ладошкой, кулачком, пальчиком – упражнение на развитие мелкой моторики. Можно стучать громко, можно тихо.
В такие игровые моменты у ребёнка формируется навык слышать взрослого, умение выполнять простые просьбы и правила в игре. Позже взрослый может предложить малышу дуть пузыри по очереди. При этом можно использовать условный сигнал, например, поднять руку или приложить ладошку к груди, означающие: «Я буду дуть!»
Ищем пузыри
Баночку с пузырями можно ставить в разные места и просить ребёнка найти её: «Давай найдём, где пузыри?». Это будут занимательные совместные поиски «Волшебных пузырей», с уточнением домашних предметов и места положения: на столе, под стулом, в сумочке. Игра должна проходить весело, взрослый должен быть эмоциональный, ярко проявлять разнообразную мимику: удивление, радость, огорчение.Речь взрослого должна быть достаточно информативной, но при этом фразы должны быть простые, слова, используемые в речи, лёгкими для повторения ребёнком: дай, ещё, дуй, где. В какой-то момент взрослый может сказать: «Ой, я устала дуть, неси маме, папе или бабушке!»
Решаем проблему
Когда малышу очень хочется, чтобы ему дули пузыри, он кладёт баночку на ладонь взрослого, а она непроизвольно падает с ладони – бах, упала! Это смешит малыша, действие повторяется несколько раз. При этом увеличивается время взаимодействия, зрительный контакт и общение. Взрослый создаёт проблемную ситуацию, вынуждая ребёнка решить её. Баночка с пузырями может спрятаться в носок или кармашек.Желание ребёнка дуть пузыри будет мотивировать его к тому, чтобы достать их. А взрослый, благодаря таким игровым приёмам, будет способствовать развитию общей и мелкой моторики, формированию умения ребёнка справляться с поставленной задачей самостоятельно или учиться обращаться за помощью к взрослому, используя при этом умение посмотреть в глаза, использовать жесты или речь. Чуть позже может появиться паровозик из кубиков, который подвезёт пузыри к месту вашей игры. Постепенно вы начнёте осваивать конструирование из кубиков.
Вот так простые мыльные пузыри решают очень важные задачи в развитии и воспитании ребёнка!
Наталья Бузук, учитель-дефектолог,
Семейный центр «Формула роста»,
рисунки Полина Чаус
Рекомендуем почитать
- Деревянные конструкторы ТМ «Чудо дерево»
- Лучшие химические эксперименты
- «Разноцветные круги» В.А. Кайе (развивающая предметно-игровая среда)
- Коллекции игрушек, удивившие мир
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии