"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Мы построим город сами!
Сюжетная игра — это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры — наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в них, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.
Ценность игры заключается не только в том, что она не только расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает детей к жизни в обществе. Предлагаю вашему вниманию следующую игру для детей подготовительной к школе группы.
Цели:
- Создать условия для формирования осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях, сохранить жизнь и здоровье детей.
- Закреплять представления детей об улице.
- Закрепить понятия, что такое «улица», «тротуар», «проезжая часть»; правила дорожного движения, использовать знания в практической деятельности.
- Расширять словарь детей за счёт использования в речи предлогов и наречий: около, возле, между, перед, позади, слева, справа при описании местоположения дома.
- Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
- Развивать диалогическую речь.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города; знакомство с работой транспортных средств; наблюдение за работой различных видов транспортных средств; беседы о правилах дорожного движения; знакомство с дорожными знаками, их изготовление; рассматривание иллюстраций, подбор фотографий «Улицы родного города»; чтение художественных произведений по теме.
Ход игры
Воспитатель входит с ребятами в зал, говорит, что сейчас они будут играть, но в зале только дорожная разметка. Все в недоумении.Воспитатель: Что это за коробка? Да это же посылка, ребята. (Воспитатель с детьми подходят к посылке, рассматривают её содержимое: дома, машины, деревья и т.п.)
Воспитатель: Что же с этим всем нам делать? А давайте сами построим город! С чего же нам начать строительство нового города? Придумала! Вы будете новосёлами. Каждый из вас получил квартиру в одном из этих домов. Выбирайте любой дом из посылки и начинайте устраиваться! (Дети в любом месте зала расставляют дома вдоль дорог.)
Воспитатель: Посмотрите, как много домов на нашей улице, все они разные: высокие, низкие, в одних живут люди (показывает на жилой дом), а есть дома, в которых на первом этаже располагаются магазинчики. (Спрашивает ребёнка.) Что находится в твоём доме?
Ребёнок: Магазин. Здесь продают хлеб.
Воспитатель: Правильно, это булочная. Нам подскажет это вывеска. (Вешает её на дом.) Мне хочется узнать, как вы устроились на новом месте, сейчас позвоню по телефону, а вы послушайте наш разговор, ребята. (Берёт один телефон себе, а другой даёт ребёнку.)
Примерный диалог с ребёнком: «Добрый день, Катя! Как устроилась на новом месте? Хочу зайти к тебе и посмотреть новую квартиру. А чтобы не заблудиться мне, скажи, какого цвета твой дом, сколько в нём этажей, нет ли в твоём доме магазина или парикмахерской. (Подобный разговор с 2-мя–3-мя детьми.)
Воспитатель: Дома бывают разные: в этих — люди живут. А какие дома можно встретить ещё на улицах города? Это здания, в которых люди работают! (Все подходят к посылке.) Давайте посмотрим, что это за здания! (Вынимают из посылки: плоскостные фигурки: детский сад, школа, больница, почта и другие, устанавливают по залу.)
Воспитатель: На каждой улице кроме жилых домов мы построили и другие здания. Вот почта (детский сад, школа и др.). Между чьими домами находится почта (детский сад, школа и др.)?
Ребёнок: Почта находится между моим и Витиным домом.
Воспитатель: Как-то одиноко нашим домам, давайте поставим вокруг них деревья и кустарники? (Дети расставляют.)
Воспитатель (поочерёдно к каждому ребёнку): «Лена, скажи, пожалуйста, что растёт около твоего дома? (Ответы детей.)
Воспитатель: Улица стала красивой, на ней между домами растут разные деревья и кусты, нам осталось только поставить скамейки. (Дети выбирают место отдыха и расставляют скамейки по городу.)
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое улица?
Выслушивает ответы детей. (Улица — это пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.)
На какие части делится улица? (У каждой улицы есть три части: два тротуара и проезжая часть.) Что такое тротуар? Для чего он нужен? (Тротуар — дорога для пешеходов.) А кто движется по проезжей части? (Транспорт: машины, автобус, троллейбус.)
Воспитатель: Да, тротуар для пешеходов, здесь машинам хода нет.
Там где движутся машины, люди не должны ходить.
На улице такое место проезжей частью называется
Где людям ходить, строжайше запрещается.
А вот тут на проезжей части белая полоска. Что она обозначает? (Ответы детей.) Правильно. Проезжая часть разделена белой линией, значит здесь разрешено двустороннее движение транспорта.
Воспитатель: Вот и построили мы с вами большой городок! Поздравляю вас с открытием! А для кого мы город построили? Кто в нём будет жить?
В нашей посылке, посмотрите, есть все персонажи для того, чтобы город начал жить. (Дети распределяют роли: делятся на пешеходов, водителей и пассажиров, выбирается милиционер. По сигналу свистка светофора начинается движение транспорта и пассажиров. Если пешеход или водитель нарушает правила, то милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, пассажиру предлагает посидеть на скамейке, чтобы со стороны изучить правила дорожного движения.)
Ирина Дмитриева, воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
Детский сад № 173 «Василек», г. Тольятти
Рекомендуем почитать
- Как познакомить детей с зимними видами спорта?
- QR-код
- Использование игр в развивающей работе с детьми
- Основы математических представлений
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии