"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Музыкальные игрушки
Цель: формирование и развитие навыков слухового восприятия неречевых звучаний у дошкольников с нарушениями слуха посредством знакомства их с миром музыкальных игрушек, их видов, способов действий с ними, развитие эмоциональной сферы детей.
Обучающие задачи: учить детей с нарушениями слуха прислушиваться к звукам, извлекаемым посредством звучащих игрушек, вызывать внимание и интерес к ним; учить различать, а затем опознавать звучащие игрушки; учить выполнять соответствующие движения, выбирать нужную табличку, прочитывая её с использование дактилологии, называть звучащую игрушку; учить пользоваться музыкальными ложками и выводить ритмический рисунок мелодии по подражанию.
Развивающие задачи: развивать слуховое восприятие, чувство ритма, координацию движений, внимание и воображение; развивать художественные способности детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей эмоциональное отношение к окружающему миру через звучащие игрушки; воспитывать интерес к искусству.
Коррекционные задачи: учить детей различать характер неречевых звучаний: силу звука (громко-нормально-тихо), высоту звука (высокий-нормальный-низкий звук), длительность звучания (долгий звук-краткий звук), темп, ритм; обогащать словарь детей новыми понятиями по изучаемой теме.
Наглядность и оборудование: музыкальные игрушки (гусли, барабан, дудка, пианино, бубен, гармошка, деревянные ложки), аудиозапись («Ах вы сени…»), таблички-подписи.
Ход деятельности
(Педагог привлекает внимание детей игрой на гуслях. Дети с интересом рассматривают гусли. Педагог читает стихотворение.)Выходили гуси,
В шапках набекрень.
Забренчали гусли,
Трень, да брень, да трень.
Педагог: Ребята, как называется эта музыкальная игрушка, вы услышали? (Чтение таблички-подписи «Гусли».) У инструмента есть струны, которые перебираются двумя руками, получается очень нежный, приятный и необычный звук. Услышав такой звук, можно проговаривать трень-брень и в воздухе перебирать пальчиками. Давайте положим гусли в наш музыкальный уголок, а возьмём уже знакомые нам игрушки и будем слушать их звучание. Я прочитаю стихотворение, а вы возьмёте ту музыкальную игрушку, название которой услышите в стихотворении.
Как пошёл медведь плясать,
Петь и в бубен ударять:
Бум! Бум! Трам-ра-ры!
Улетайте комары!
Что за медвежатки –
Милые ребятки!
Вместе с мамой выступают,
На гармошечках играют!
Громче всех гармошка
С мишину ладошку!
Барабаню в барабан,
Бам-бам-бам, да бам-бам-бам,
Очень громко, знаю сам,
Бам-бам-бам, да бам-бам-бам,
Барабанит барабан,
Бам-бам-бам, да бам-бам-бам,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш, посмотри:
Чёрные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Пианино лучше нет.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Дую в дудку я свою.
Дудка в класс зовет ребят
И в игрушки поиграть! (Ребята, услышав в стихотворении название музыкальных игрушек, по очереди берут их.)
Педагог: А теперь называйте мне музыкальный инструмент, который указан на табличке. Это барабан. (Один ребёнок прочитывает табличку. Педагог играет на барабане. Дети выполняют движения: шаги на месте, и произносят Та-та-та.) Как называется эта игрушка? (Педагог играет на пианино. Дети прочитывают табличку. Педагог играет, а дети выполняют движения и произносят Ля-ля-ля. (Вращение кистей рук перед грудью.) Послушаем ещё одну игрушку. (Педагог играет на гармошке. Дети выполняют движения: руки на поясе, вращения туловищем с небольшим приседанием. Прочитывается табличка.) А вот бубен, послушайте. (Педагог стучит по бубну, позванивая бубенцами. Дети выполняют движения: хлопают в ладоши, затем прочитывают табличку.) Следующая музыкальная игрушка – дудка. (Педагог играет на дудке, дети имитируют игру на дудке и произносят У-у-у-у-у-у... Прочитывают табличку. Все таблички выставляются на доске.)
Педагог: Мы послушали все музыкальные игрушки, вспомнили как они называются, какие движения надо выполнять. А теперь немного отдохнём. (Проводится физкультминутка.)
Педагог: А теперь продолжим! (Педагог даёт команды: прыгайте, хлопайте, топайте, бегите, наклонитесь, приседайте, сядьте. Дети выполняют, стоя на месте.) А теперь будем угадывать какой музыкальный инструмент звучит! (Дети по одному выходят к доске. Отворачиваются от педагога и слушают звучание музыкальных игрушек, выполняют соответствующие движения, называют звучащий инструмент, выбирают табличку. Каждый ребёнок слушает два, три звучания. Педагог даёт оценку как дети слушали, были ли ошибки. В качестве сюрприза показывает детям красивую коробку.)
Педагог: Ребята, что там? Послушайте стихотворение:
Говорите, кошки,
Для чего вам ложки?
Мы на ложечках играем,
Вас послушать приглашаем!
Дети: Там ложки.
Педагог: Да, вы угадали, там деревянные ложки. (Вместе открывают коробку и достают ложки.) Сегодня мы будем учиться играть на ложках. Сначала послушайте мелодию. (Педагог включает в записи музыку «Ах вы сени, мои сени». Дети слушают.) Что можно сказать про эту мелодию, какая она?
Дети: Весёлая, задорная.
Педагог: Правильно. Такая мелодия называется плясовая. Давайте попробуем исполнить ритм музыки. (Педагог показывает детям как правильно надо держать ложки, как стучать, обращает внимание на красивую роспись, но ложки могут быть нераскрашенные, просто белые. После этого включает музыку и ритмично стучит ложками. Дети по подражанию также выполняют движения. Можно повторить несколько раз.)
Педагог: Вам понравилось?
Дети: Да.
Педагог: Мы потом будем ещё играть другие мелодии. Сегодня занятие закончилось. Все молодцы, слушали внимательно музыкальные игрушки, учились играть на ложках.
Надежда Коробова,
учитель-дефектолог высшей кв. кат.
ГБОУ «Школа №183» ДО №1, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Мировой лидер в поставке высококачественных материалов для детского творчества
- Лапта
- ЗАО ТПО "Ландшафтная архитектура"
- Первые шаги малыша – это счастье! Но только если дом безопасен
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии