"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Музей непотерянного времени
Бесспорно, развитие ребёнка дошкольного возраста зависит от разнообразных видов деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. В этой статье мы хотим поделиться опытом использования интересной технологии эффективного стимулирования и развития познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы. Мы уверены, что вам знакома музейная педагогика и то, на сколько она результативна в формировании личности ребёнка-дошкольника. Но мы, как нам кажется, сумели найти уникальные способы её реализации, создав совместно с воспитанниками и их родителями «Музей непотерянного времени».
История создания «Музея непотерянного времени» не уходит корнями в далёкое прошлое, случилось это с наступления летних каникул, когда специально организованные занятия проходили не в таком усиленном режиме, как во время учебного года. Дети, попросту говоря, «расслабились», стали опаздывать на утреннюю гимнастику и иногда на завтрак, не торопились с одеванием на прогулку, отвлекаясь по всевозможным причинам. Несмотря на все наши увещевания этого повода, ситуация не менялась. И тогда мы прибегли к старому доброму методу использования сказочной истории с далеко идущими последствиями.
Однажды, после завтрака, мы показали детям «Сказку о потерянном времени», режиссёром которой является Александра Птушко, где герой третьеклассник Петя Зубов показан лентяем, теряющим время зря. Проснувшись утром, он, прежде чем отправиться в школу, решает погулять по городу, не боясь опоздать. Однажды четыре злых волшебника, главная цель жизни которых – делать людям пакости, осознают, что уже постарели и не могут заниматься своим делом так, как прежде. Они решают вернуть молодость. Для этого находят несколько юных лентяев и превращают их в стариков.
Эта сказка произвела неизгладимое впечатление на наших воспитанников. Они поняли, что время нужно беречь и использовать рационально. А как же время нужно беречь? Может его можно чем-то измерить. Конечно же, часами, минутами, годами, для этого сейчас есть специальные приборы. Тут у детей стали возникать вопросы: «Были ли часы раньше и какие?». Ответы на эти вопросы могли быть найдены самым простым способом – репродуктивным, то есть мы, воспитывающие взрослые, могли ответить на эти вопросы и таким образом пополнить багаж знаний детей.
Мы решили не отказываться от этого способа, но прежде предоставили детям возможность самостоятельно найти ответы на данные вопросы. Надо сказать, что, подготавливая детей к обучению в школе, мы достаточно много внимания уделяем формированию умений поиска и усвоению нужной информации. Проводили эту работу поэтапно, с помощью тренингов: «Правильно задай вопрос», «Ты отвечаешь – я слушаю», «Найди нужную информацию из предложенных книг», «Посмотри, запомни и расскажи». Тренинги такого рода стимулируют детей вычленять интересную информацию, запоминать её и, самое главное, использовать в нужный момент по необходимости. И поэтому поиск ответов у детей не вызвал особых затруднений, одни нашли ответы у родителей и с их помощью были записаны и проиллюстрированы, другие нашли ответы в подготовленной педагогами подборке познавательной литературы. Третьи нашли информацию вместе с родителями на просторах Интернета, некоторые почерпнули её из телепередач. Устная информация сразу использовалась в форме деловой беседы: «Какие были раньше часы?», «Чем занимались люди в разное время?», «Что станет, если каждые часы будут идти неодинаково?», «Что за часы есть у меня дома», «Бабушкины часы», «Что ты знаешь о часах», «Что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки»?», «Какими бывают часы?», «Вне времени и пространства», «Что означает термин «время»?».
Информация на бумажных носителях в виде вырезок, картин систематизировалась в отдельных папках. Но в определённый момент стали замечать, что информация в папках не вызывает прежнего интереса у детей. Посоветовавшись с родителями воспитанников, нашли, на наш взгляд, очень интересный способ активизации исследовательской деятельности детей – лэпбук.
Лэпбук – это привлекательное интерактивное дидактическое пособие, включающее в себя как информацию, так и игровые задания. На всех страницах имеются пластиковые карманы с карточками – игровыми заданиями. Вся игровая продукция имеет плёночно-ламинатное покрытие, легко обрабатываемое и безопасное. Это пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование таких новейших технологий, как технологии организации коллективной творческой деятельности, коммутативной технологии, игровой совокупности методов.
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: он справочный, разносторонний, побуждает к творчеству детей, развивает воображение. Лэпбук может использоваться сразу группой детей (в том числе с участием педагога, как играющего партнёра). Его структура и содержание доступны детям раннего возраста. Лэпбук позволяет организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников. Современное пособие помогает формировать у детей представление о времени, знакомит их с такими временными отрезками, как часть суток, день недели, месяцы и времена года. Для изготовления были использованы материалы развивающих пособий и демонстрационные карточки по теме. Часть заданий ребёнок может выполнить даже без подсказки взрослого (собери пазл, найди лишнюю картинку), другие только с помощью воспитателя.
Особая значимость этих лэпбуков ещё и в том, что мы их делаем совместно с детьми. А то, что сделано своими руками, всегда ценится. Некоторые лэпбуки являются авторскими, их сделали дети в условиях семьи.
Есть в нашем музее специализированный отдел «Взаимодействие с семьёй». В нём сосредоточена информация для повышения родительской компетенции, их активизации, материалы для вовлечения в педагогический процесс, направленный на формирование познавательно-исследовательской деятельности в форме «Музей непотерянного времени». Благодаря включенности родителей в процесс, наш музей пополнился прекрасными экспонатами.
Альфия Амирова, Ольга Чужавская,
воспитатели, МОУ ЦРР № 11
Красноармейский р-н, г. Волгоград
Рекомендуем почитать
- Новогодний калейдоскоп
- Играем в больницу. Отзывы читателей
- Отзывы на статью «Бизнес с пелёнок»
- Продажа детских товаров: будущее за интернетом!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии