"Игры и Игрушки" №3-2015
Музей игрушки – сокровищница России
В 1932 г. музей переместили в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад) — традиционный центр игрушечного промысла, посчитав, по-видимому, что в Москве музеев и так хватает, хотя популярность его в столице 1920-х годов, судя по воспоминаниям современников, была сравнима только с Третьяковской галереей. Во многом, популярностью он был обязан своему основателю и первому директору-основателю Н.Д. Бартраму, который сумел за каких-то десять лет создать уникальный ансамбль — великолепное единство произведений, отражающих раннюю пору человека — детство, представленное, прежде всего, в игрушке, которую он называл «зеркалом души», «радостью ребёнка». Музей игрушки начинался с небольшого помещения на Садовом кольце, вскоре переместился в одно из красивейших зданий Москвы – дом Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке, где ныне расположен литературный музей А.С. Пушкина. Несколько тысяч экспонатов, собранных самим Бартрамом и переданных ему из детских магазинов, частных собраний, дворцов и усадеб – с этого начинался Музей игрушки, ставший первым подобным государственным собранием в мире.
Прошли годы… Несмотря на свою сложную историю, музей не переставал пополняться. Ныне его собрание насчитывает свыше 160 тысяч музейных предметов. Музей игрушки содержит целый ряд значительных и уникальных собраний, связанных с детской культурой и обиходом. Самой важной частью этой коллекции является игрушка разных стран и народов: русская народная и промышленная, западноевропейская, стран Востока и Америки. Начало этому собранию положил ещё сам Н.Д. Бартрам, сумевший в конце 1910-х – начале 1920-х гг. собрать то, что уцелело от хрупкого детского мира в катаклизмах революционной России. Можно считать настоящим чудом то, что так много подобных игрушек, хранящихся сегодня в запасниках музея, донесли до нас аромат прошлых времен, позволили сделать ярче и ощутимей картину ушедшего времени.
В залах музея представлены подлинные вещи, которые принадлежали детям последнего российского императора Николая II – предметы детского обихода, игры, игрушки великих княжон и цесаревича Алексея. Здесь в основном игрушки зарубежных мастеров: много французских, немецких и английских работ, но есть и произведения русских мастеров.
В России деревянные игрушечные кони были любимы детьми всех слоёв общества – от крестьян до членов царской семьи. Среди экспонатов музея есть интересный конь-качалка, выполненный неизвестными русскими мастерами в XVIII веке по приказу императрицы Екатерины Великой для наследника престола Павла Петровича. Об этом свидетельствуют вензеля Императрицы, размещённые на попоне из красного бархата.
Отдельно стоит выделить музыкальные автоматы, которых в музее более тридцати, и среди них – «Девочка, играющая на пианино» французский музыкальный автомат XIX века, принадлежавший великим княжнам.
Интересна музейная коллекция кукол, среди которой особой популярностью пользуются куклы из Германии и Франции с фарфоровыми головками.
Цесаревич Алексей очень любил играть немецкими корабликами. Они механические, поступили в музей из Ливадийского дворца в Крыму. Цесаревич и сам любил конструировать подобные модели кораблей. А морскую азбуку, также представленную в экспозиции музея, он всю знал наизусть.
Коллекции металла в музее весьма разнообразны и включают в себя конструкторы, мелкую пластику, транспортную игрушку и оловянные миниатюры, в первую очередь, солдатиков как плоских (немецких), так и объёмных (французских).
Весьма разнообразна в музее и русская народная игрушка, представляющая творчество разных игрушечных центров России. В первую очередь, это игрушка Сергиева Посада и деревни Богородское. Посетители музея имеют возможность познакомиться с характерными образами и типажами резной деревянной миниатюры, с русской матрёшкой, с куклами в национальных костюмах и ещё со многими и многими своеобразными произведениями.
Здесь, среди наиболее ранних игрушек можно увидеть резные фигурки разносчиков, гусаров и дам, всадников, животных и птиц. «Богородской классикой» стали скульптуры выдающегося крестьянина-резчика Алексея Зинина, в середине прошлого века выполнившего своих знаменитых «Скрипача» и «Дровосека». В экспозиции музея представлена также и широко известная токарная игрушка – матрёшка. Самую раннюю в собрании матрёшку не без основания считают одной из первых или даже первой из выполненных русскими мастерами. Форму этой восьмиместной матрешки «с петухом» в конце XIX века выточил токарь В.П. Звёздочкин, а расписал художник С.В. Малютин. Здесь же можно встретить и работы резчиков сегодняшнего богородского промысла, современные куклы и матрёшки.
Важное место в собрании музея занимает оригинальная коллекция детского портрета. Картины В.А. Тропинина, Н.П. Богданова-Бельского, С.И. Грибкова, И.К. Макарова, С.К. Зарянко, Ф.Ф. Кюнеля, Н.В. Неврева, И.А. Тюрина, Ф.А. Тулова – незаурядные произведения русской реалистической живописной школы. Здесь представлены как изображения многих значительных исторических персонажей, так и лица безымянных детей и подростков прошлой России.
В музее существует обширный выставочный зал. Необычайной популярностью у посетителей он обладает не только из-за частого обновления экспозиции, но и из-за размещённой в нём игротеки. Она стала специальной площадкой для проведения мастер-классов по созданию различных типов и видов игрушки. Причём мастер-классы проводятся для различных аудиторий: как детской, так и взрослой.
В Музее уже несколько лет работает Кукольный театр, что продолжает нить преемственности от музея эпохи Н.Д. Бартрама, который придавал большое значение игровой культуре. Даже взрослые зрители не остаются равнодушными к весёлым шуткам его героев и оригинальному исполнению артистов.
Василий Греков, зам. директора по научной работе
ФГБУК «Художественно-педагогический музей игрушки»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии