"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Мой друг и помощник – гномик «Говорунчик»
Коррекция звукопроизношения и профилактика речевых нарушений с использованием авторской игрушки-наглядного пособия
Гномик «Говорунчик», является авторской игрушкой, которая используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данная игрушка служит образцом для правильной артикуляции звука, а также для тренировки подвижности языка. Дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшая задача, которая стоит перед учителями-логопедами, воспитателями и родителями. Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме, ведь ребёнок как произносит, так и пишет. Правильное же произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребёнка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно и нужно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины. Для этого нужно выполнять специальную артикуляционную гимнастику.
Для дошкольников такая гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься ею можно уже в возрасте двух-трёх лет, для того чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребёнок ещё не говорит, специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения. Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Для детей же с тяжёлыми нарушениями речи артикуляционная гимнастика просто необходима.
Основная трудность в организации артикуляционной гимнастики для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том, что её нужно проводить часто, несколько раз в день, а однообразные упражнения могут вызвать нежелание ребёнка заниматься. Необходимо заинтересовать ребёнка, увлечь его. Логопедами придумано немало логопедических сказок с включением туда артикуляционных упражнений, стихотворений, дидактических игр; нарисовано много весёлых картинок, изготовлено дидактических пособий.
Хочу поделиться, своей находкой. Это мягкая игрушка гномика, которую я усовершенствовала, пришила язык в виде кармашка, куда можно вставлять руку, чтобы гномик мог выполнять движения язычком. Пришитые мною перчатки помогают «оживить» куклу, гномик может здороваться с детьми, обнимать их, жестикулировать руками. Всё это создаёт благоприятный климат на занятиях. Вместе с детьми мы придумали ему имя — «Говорунчик». Эта игрушка помогает мне на протяжении многих лет не только поддерживать интерес у детей к артикуляционной гимнастике, но и имеет огромное воспитательное значение. Дети с радостью идут в логопедический кабинет в гости к своему другу. Гномик «Говорунчик» вместе с ними учится делать артикуляционные упражнения, просит у них помощи, как сделать, то или иное упражнение, что позволяет детям более осознано подходить к выполнению их. Например: для многих детей с тяжёлыми нарушениями речи трудно даются такие упражнения как «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Качели», «Маляр». Все эти упражнения легко можно показать и объяснить при помощи гномика «Говорунчика». Можно наглядно показать, где должен быть язычок, чтобы произнести звук «Р».
(При выполнении упражнения «Блинчик», рот должен быть широко раскрыт, язык расслабленный лежать на нижней губе.
При выполнении упражнения «Чашечка», передние и боковые края языка поднимаются вверх, но не касаются зубов.
При выполнении упражнения «Грибок», рот широко открыт, язык «приклеен» к нёбу.
При выполнении упражнения «Качели», необходимо напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
При выполнении упражнения «Маляр», широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.)
Гномик «Говорунчик» очень любит соревноваться с детьми, это повышает их работоспособность, вносит эмоциональное настроение, а у чрезмерно подвижных ребят развивает умение доводить задание до конца, проявляя внимательность, и добиваясь точности выполнения. Гномик рассказывает им логопедические сказки. Слушать и выполнять действия со сказочным персонажем намного интересней и увлекательней, чем со взрослым. Дети сами могут управлять языком гномика, что позволяет им быстрей усваивать такие понятия, как «язык находится за верхними зубами», «язычок спрятался за нижние зубы». Играя в сюжетно-ролевые игры, дети часто берут на себя роль учителя-логопеда, учат гномика «Говорунчика», тем самым закрепляют пройденный материал. А ещё с гномиком можно просто поиграть или сделать его участником театрального представления.
Гномик «Говорунчик» является другом не только для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но и для их родителей. Всем известно, чтобы исправление речи детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя-логопеда. Без помощи родителей нам не обойтись. Необходимо, чтобы родители, верно, выполняли артикуляционные упражнения и могли не только проконтролировать ребёнка, но и помочь ему. На родительских собраниях для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов я использую артикуляционные профили, делаю упражнения перед зеркалом, показываю положения языка с помощью кистей рук, а так же обращаюсь за помощью к гномику. Последний приём позволяет показать как статику, так и динамику артикуляции языка.
Я желаю всем, кто окружает детей с тяжёлыми нарушениями речи, иметь такого помощника, и ваши занятия станут увлекательными и радостными.
Гномик «Говорунчик», является авторской игрушкой, которая используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи у детей в ДОУ. Данная игрушка служит образцом для правильной артикуляции звука, а также для тренировки подвижности языка. Дидактическое пособие было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшая задача, которая стоит перед учителями-логопедами, воспитателями и родителями. Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме, ведь ребёнок как произносит, так и пишет. Правильное же произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребёнка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно и нужно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины. Для этого нужно выполнять специальную артикуляционную гимнастику.
Для дошкольников такая гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься ею можно уже в возрасте двух-трёх лет, для того чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребёнок ещё не говорит, специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения. Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Для детей же с тяжёлыми нарушениями речи артикуляционная гимнастика просто необходима.
Основная трудность в организации артикуляционной гимнастики для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том, что её нужно проводить часто, несколько раз в день, а однообразные упражнения могут вызвать нежелание ребёнка заниматься. Необходимо заинтересовать ребёнка, увлечь его. Логопедами придумано немало логопедических сказок с включением туда артикуляционных упражнений, стихотворений, дидактических игр; нарисовано много весёлых картинок, изготовлено дидактических пособий.
Хочу поделиться, своей находкой. Это мягкая игрушка гномика, которую я усовершенствовала, пришила язык в виде кармашка, куда можно вставлять руку, чтобы гномик мог выполнять движения язычком. Пришитые мною перчатки помогают «оживить» куклу, гномик может здороваться с детьми, обнимать их, жестикулировать руками. Всё это создаёт благоприятный климат на занятиях. Вместе с детьми мы придумали ему имя — «Говорунчик». Эта игрушка помогает мне на протяжении многих лет не только поддерживать интерес у детей к артикуляционной гимнастике, но и имеет огромное воспитательное значение. Дети с радостью идут в логопедический кабинет в гости к своему другу. Гномик «Говорунчик» вместе с ними учится делать артикуляционные упражнения, просит у них помощи, как сделать, то или иное упражнение, что позволяет детям более осознано подходить к выполнению их. Например: для многих детей с тяжёлыми нарушениями речи трудно даются такие упражнения как «Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Качели», «Маляр». Все эти упражнения легко можно показать и объяснить при помощи гномика «Говорунчика». Можно наглядно показать, где должен быть язычок, чтобы произнести звук «Р».
(При выполнении упражнения «Блинчик», рот должен быть широко раскрыт, язык расслабленный лежать на нижней губе.
При выполнении упражнения «Чашечка», передние и боковые края языка поднимаются вверх, но не касаются зубов.
При выполнении упражнения «Грибок», рот широко открыт, язык «приклеен» к нёбу.
При выполнении упражнения «Качели», необходимо напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
При выполнении упражнения «Маляр», широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.)
Гномик «Говорунчик» очень любит соревноваться с детьми, это повышает их работоспособность, вносит эмоциональное настроение, а у чрезмерно подвижных ребят развивает умение доводить задание до конца, проявляя внимательность, и добиваясь точности выполнения. Гномик рассказывает им логопедические сказки. Слушать и выполнять действия со сказочным персонажем намного интересней и увлекательней, чем со взрослым. Дети сами могут управлять языком гномика, что позволяет им быстрей усваивать такие понятия, как «язык находится за верхними зубами», «язычок спрятался за нижние зубы». Играя в сюжетно-ролевые игры, дети часто берут на себя роль учителя-логопеда, учат гномика «Говорунчика», тем самым закрепляют пройденный материал. А ещё с гномиком можно просто поиграть или сделать его участником театрального представления.
Гномик «Говорунчик» является другом не только для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но и для их родителей. Всем известно, чтобы исправление речи детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя-логопеда. Без помощи родителей нам не обойтись. Необходимо, чтобы родители, верно, выполняли артикуляционные упражнения и могли не только проконтролировать ребёнка, но и помочь ему. На родительских собраниях для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов я использую артикуляционные профили, делаю упражнения перед зеркалом, показываю положения языка с помощью кистей рук, а так же обращаюсь за помощью к гномику. Последний приём позволяет показать как статику, так и динамику артикуляции языка.
Я желаю всем, кто окружает детей с тяжёлыми нарушениями речи, иметь такого помощника, и ваши занятия станут увлекательными и радостными.
Татьяна Кутергина, учитель-логопед
МБДОУ Д/с №85 г.Белгород
Рекомендуем почитать
- Алмазная мозаика от российского производителя
- Спортивно-развлекательный, весёло-шагательный
- Игровая технология «Сказочные лабиринты игры»
- Фотомарафон «Дети и Игрушки»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку