"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Многофункциональная дидактическая игра «Помоги навести порядок»
Эта игра была задумана нами для дошкольников подготовительной группы, чтобы показать им упорядоченное расположение бытовых предметов в доме и пробудить желание поддерживать этот порядок. Дети проявили интерес к созданию игрового комплекта: они участвовали в выборе расположенных в каждой комнате дома или квартиры предметов мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек и других необходимых вещей; помогали их раскрашивать и вырезать, участвовали в создании интерьера комнат.
Цель игры: формировать представления об организации быта в семье.
Обучающие задачи: расширять и уточнять представления о предметах домашнего обихода, их свойствах и назначении; активизировать словарь по теме «Мой дом».
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мыслительные операции сравнения, обобщения, группировки, умение ориентироваться в пространстве рисунка.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к играм со сверстниками, желание поддерживать порядок в доме.
Описание игры
В игровой комплект «Помоги навести порядок» входят 5 игровых карточек формата А 4 с изображением 5-и комнат в квартире/доме и 50 карточек размером 3х3 см и 4х4 см с изображением предметов домашнего обихода. В прихожей, гостиной, детской, кухне и ванной комнате с помощью дошкольников мы изобразили мебель и оборудование, соответствующие назначению помещений. На маленьких карточках среди других представлены следующие предметы: для гостиной – книга, кресло, часы, диванная подушка, диван, ваза; для детской – игрушки пирамидка, карандаш, клоун, книга, мяч, щенок, машина, домик, медведь, воздушный змей; настольная лампа; для кухни – миска, разделочная доска, сковорода, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник; для прихожей – шапка, перчатки, тапочки, шарф, вешалка, коврик, зонт; для ванной – мыло, шампунь, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щётка.
Наведём порядок вместе
Правила игры. Вариант 1. В игре участвуют от 1-5 детей. Большие карточки с изображениями комнат расположены на столе вниз картинкой. Каждый участник игры выбирает одну карточку и переворачивает её. Ведущий создаёт беспорядок в комнатах: он перемешивает все маленькие карточки, распределяет их по комнатам и предлагает дошкольникам убрать из своей комнаты и положить в центре стола карточки с изображением предметов, которые для неё не предназначены. Предлагаем детям объяснить свой выбор.Если в игре участвуют от 2-х до 5-и детей, то выигрывает дошкольник, который быстрее всех справился с заданием. Если участвует только один ребёнок, то скорость выполнения задания не учитываем.
Вариант 2. Дети наводят порядок в комнатах, как в варианте 1 игры. Затем каждый ребёнок выбирает из всех убранных из комнат и расположенных в центре стола предметов только те, которые подходят для его комнаты.
Вариант 3. На больших карточках уже разложены изображения бытовых предметов. Ведущий предлагает детям рассмотреть их и оставить только подходящие для каждой комнаты.
Лото «Каждой вещи своё место»
Правила игры. Вариант 1. В игре участвуют от 2-х до 5-и детей. Каждый дошкольник выбирает по одному изображению комнаты. У ведущего маленькие карточки с изображением бытовых предметов, он последовательно называет их и показывает картинки. Дети размещают эти карточки в комнаты с учётом назначения предметов. Выигрывает ребёнок, который быстрее соберёт все предметы для своей комнаты.Вариант 2. После того, как дошкольники разместили предметы в комнатах, ведущий предлагает им назвать расположение указанного предмета по отношению к другим вещам.
Вариант 3. Маленькие карточки лежат в центре стола. Ведущий предлагает играющим выбрать для своей комнаты только те предметы, которые обладают названным им свойством. Например: найдите все предметы жёлтого цвета; расположите в комнате все мягкие предметы; расставьте в комнате только хрупкие предметы. Выигрывает ребёнок, который соберёт в комнате больше предметов с указанными свойствами.
Вариант 4. В этом варианте игры принимают участие от 2-х до 5-и и более детей. У каждого участника своя задача. Например, одному ребёнку предлагаем найти в квартире все мягкие предметы, второму - все твёрдые предметы, третьему - все лёгкие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Покажем возможность использования игрового комплекта «Помоги навести порядок» в НОД «Наша квартира».
Задачи: уточнять и расширять словарный запас; развивать речевой слух, зрительное внимание, память, диалогическую речь.
Ход игры
Педагог располагает на рядом стоящих мольбертах изображения комнат, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Дошкольники называют кухню, ванную комнату, гостиную, прихожую и детскую комнату. Затем педагог привлекает внимание детей к предметным картинкам на столе и предлагает по очереди назвать изображения. Когда все картинки рассмотрены и названы, он предлагает объединить их в группы по функциональному признаку и назвать, используя обобщающие слова посуда, одежда, игрушки, мебель и другие. Дошкольники выполняют задание.
На следующем этапе деятельности педагог предлагает детям разместить эти картинки на мольбертах под изображениями подходящих для них комнат. Дошкольники берут по одной картинке, по очереди называют их, указывают назначение предметов и выбирают для них комнаты. Например: Это диван. Он нужен, чтобы отдыхать, спать. Диван стоит в гостиной. Это гоночная машина. Она нужна, чтобы играть. Машина стоит в детской комнате вместе с другими игрушками.
По ходу выполнения заданий педагог задаёт уточняющие вопросы; создаёт условия для участия детей в обсуждении свойств и назначения предметов быта, обращаясь к их опыту; поощряет участников диалога. Можно использовать игровой комплект и для решения других задач, например, для закрепления навыков счёта или отгадывания загадок описательного характера.
Светлана Воронина
воспитатель, МБОУ д/с № 13
г. Павлово, Нижегородская обл.
Рекомендуем почитать
- Учимся, играя: развиваем детей при помощи обучающих методик
- Давай сделаем аппликацию?
- Формируем грамотную речь
- «Одеваем» ёлку!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии