"Игры и Игрушки" №3-2018
Minecraft
С чего всё началось?
Компьютерная игра или игра-конструктор Minecraft в настоящее время считается феноменом игровой индустрии. Реализованный шведским программистом Маркусом Перссоном, этот любительский замысел мгновенно завоевал миллионы фанатских сердец и трансформировался в один из весьма рентабельных мировых проектов. Через некоторое время корпорация Microsoft выкупила у Перссона его творение за 2,5 миллиарда долларов, после чего программист оставил созданную им студию. На текущий момент редмондский гигант намерен увеличить объёмы Minecraft во всевозможных ракурсах, одним из которых является детское образование. Но до образования нам нужно ещё дойти, разобравшись сначала на бытовом уровне, что такое Minecraft.Итак, для тех, кто не в теме, Minecraft (от англ. mine – «шахта», «добывать» и англ. craft – «ремесло»), это компьютерная инди-игра в жанре песочницы с элементами симулятора выживания (нужно сказать, что элементы выживания присутствуют почти во всех компьютерных играх, но в симуляторах выживания эта функция является основной) и открытым миром (вид системы уровней в компьютерных играх, который позволяет игроку беспрепятственно передвигаться по пространству игры и в любую минуту самостоятельно выбирать, куда и когда ему отправиться).
Ход игры
Minecraft не задаёт геймеру каких-либо определённых целей – участник игры сам выбирает, как ему действовать. Тем не менее, игра обладает системой достижений – это стимулирующие награды за реализацию поставленных целей. Изначально игрок держит под контролем своего виртуального персонажа в режиме от первого лица, но в любую минуту в состоянии перейти на режим от третьего лица. Игровой мир – это несчётное количество трёхмерных объектов-кубов, они расположены в определённом порядке и представляют всевозможные объекты и материалы. У виртуального персонажа есть возможность свободного перемещения по миру игры, чего лишены объекты игры. Всё действие построено на ликвидации имеющихся блоков и возведении новых; разрушение блоков позволяет геймеру накапливать элементы соответствующего материала, чтобы потом сооружать их в другом месте.Режимы игры
Выживание: режим предполагает умение игроков добыть природные ресурсы, из которых они потом смогут изготовить нужные для процесса игры различные инструменты, элементы и блоки.Творчество (креатив): у геймеров имеется возможность безграничного доступа ко всем предметам, вещам, и строительным блокам, и при двойном нажатии на кнопку прыжка персонаж в состоянии подниматься вверх от земли. Режим творчества помогает придумывать разнообразные строения и предметы. Смерть здесь возможна при выпадении из карты или использовании команды консоли суицида.
Приключение: схож с режимом выживания, но с определёнными ограничениями.
Хардкор: отличительная особенность от «выживания» заключается в том, что игрок обладает всего одной жизнью.
Наблюдение: возможность любого взаимодействия с игровым миром отсутствует.
Некоторые выводы
По этому краткому, но неполному описанию мы можем сделать выводы о плюсах и минусах игры.Плюсы таковы:
Режимов игры в избытке. Имеется свободное пространство для творчества. Отсутствие подсказок. Свобода действий: нет последовательности уровней и отсутствие рейтинга в явном виде. Увлекательный игровой процесс. Малые системные требования.
И главное: если ты умер, то ты имеешь возможность возродиться здесь же, не начиная игру заново.
А к минусам отнесём:
Отсутствие логически продуманного сюжета. Несколько примитивный кубический мир. Огромная нагрузка на глаза.
Обсуждение
Давайте подробнее остановимся на некоторых позициях. Если игра не имеет рейтинговых маркировок, то это достаточно удобно для начинающих игроков или тех, кто часто проигрывает. Получается, общаясь с единомышленниками, ты не будешь высмеян ими, имея уровень «Новичок» или «Лузер». С другой стороны, вероятно, тем игрокам, которые играют давно и уверенно, хочется иметь какую-то маркировку типа «Знаток», а её, попросту, нет.Отсутствие подсказок, безусловно, с образовательной позиции является очень мощной функцией игры. Если любая ситуация учит человека думать и принимать самостоятельно решения, даёт возможность анализировать ошибки и искать новые пути решения проблемы – это один из ключевых моментов, который родители хотят передать как навык своим детям.
Название режима «Креатив» говорит само за себя. Действительно, здесь ничто не мешает игроку воплотить все его мечты и фантазии при постройке новых миров. Minecraft вдохновляет геймера на любые изобретения, подвластные его желаниям. Изначально в свободный доступ предоставляется весь функционал игры, который имеется в её базе. Персонаж живёт безграничной и безопасной жизнью. Такая вот оптимальная творческая среда.
Когда человеку – не взрослому, а ребёнку, у которого только формируются и закладываются определённые навыки – даётся достаточно большой объём визуальных данных, индивиду приходится анализировать их, сортировать и использовать для своих целей. Таким образом, ребёнок приобретает навыки работы с информацией.
Наверное, про каждую компьютерную игру можно сказать, что она закладывает умение быстро принимать решения и реагировать на изменение ситуации. Но не везде есть конкретный режим «Выживание», который является отличным для этого тренажёром. В «Выживании» каждые 20 минут с наступлением ночи появляются монстры. Игрок никогда не знает наверняка, где они находятся и чего от них можно ожидать. Значит, нужно всё держать под контролем. Игра не имеет возрастного лимита, и старший ребёнок может учить младшего строить любые архитектурные сооружения, в то время как у мамы появится свободная минутка отдыха.
Согласитесь, коммуникация в чате игры лучше, чем общение в соцсетях, поскольку здесь речь о чём-то предметном и узкотематическом и мало шансов встретиться с «неадекватом». То, что дети называют чуть ли не самым основным плюсом игры – возможность возродиться тут же, в этом же месте, не начиная игру заново – действительно ли мы, взрослые, можем посчитать плюсом? Ведь это уход от основного правила жизни – инстинкта самосохранения: жизнь одна, второго шанса не бывает! Плавно переходя к минусам, заметим, что Minecraft – это компьютерная игра. А раз так, то вполне вероятна компьютерная зависимость.
Очень часто наблюдается перенос деятельности с прохождения уровней на просмотр видео на эту же тему. Вместо того, чтобы творить, ребёнок пассивно наблюдает за профессионалами. Их действия могут привести к отказу игрока самостоятельно действовать, решив, что так у него точно не получится, тут и пробовать не следует. Видео часто содержат ненормативную лексику. И, получается, ребёнок занят уже не игрой, а непонятно чем.
Прикладное использование
Хотя Minecraft задумывалась как развлекательная компьютерная игра, её возрастающая популярность привела к многочисленным обсуждениям возможностей неигрового использования в сферах автоматизированного проектирования и образования: с помощью игры дети получают такие навыки, как программирование, инженерное дело, архитектура и математика.На съезде MineCon 2011 один из выступавших шведских специалистов предложил применять игру для перепланировки муниципальных жилых зданий, лесопарковых зон, обратив внимание, что лёгкость в освоении Minecraft делает его доступным самым широким слоям общества. С 2011 года существует образовательная организация MinecraftEdu – сообщество учителей и программистов, которые взяли Minecraft за основу в школьном образовательном процессе. В 2015 году копии адаптированной для образовательного процесса версии Minecraft получили все средние школы Северной Ирландии.
Извлеките пользу
Мы видим, что глобально Minecraft охватила практически всё, что возможно. А локально, какую пользу каждый родитель может извлечь из этой компьютерной игры?1. Допустим, играя в Minecraft, заодно можно освоить и курсы программирования.
2. Изучать одновременно английский язык – в сети есть реклама таких уроков по скайпу, причём утверждается, что за основу программы взят один из учебников школьной программы серии Spotlight, а занятия носят вид обучения-игры.
3. И читать, читать, читать! По мотивам игры издательством Эксмо выпущена серия книг «Дневники Стива». Эта художественная литература не очень высокого качества по содержанию, но весьма понятная и доступная детям по смыслу. Кроме того, количество книг по программированию в Minecraft, сборников кодов и просто «добрых советов» огромно…
4. Общение и социализация – то, о чём пишут в популярных «мамских» блогах. Социализация важна, нужна и необходима, и Minecraft позволит вашему ребёнку не стать белой вороной в классе, поскольку у него всегда будет тема для разговора с одноклассниками.
Избегите зависимости
Мы говорим о том, что даже из компьютерной игры можно извлечь пользу. Но не стоит забывать – компьютерные игры увлекают детей в виртуальный мир и делают их зависимыми. Поэтому чётко дозируем время игры; всегда следуем правилам: если вы разрешили играть час, значит, ребёнок играет именно час; игры возможны только после выполненных уроков, спортивных секций и прогулок. Тогда, уверены, вы сможете найти «золотую середину»!Уважаемые читатели!
Сегодня мы говорили о Minecraft. Что даёт нашим детям игра, которая заставляет геймеров со всего мира часами пребывать в виртуальной реальности? Играть или не играть? – решать только вам! А нам, вы знаете, очень важно ваше мнение. Пожалуйста, присылайте ваши суждения на эту тему на электронный адрес издательства redactor@i-igrushki.ru. Самые неоднозначные из них, как обычно, вы прочитаете на страницах следующего номера.
Ольга Алфёрова, выпускающий редактор
Екатерина Потапова (автор идеи), библиотекарь,
библиотека № 187 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Геометрические фигуры
- Когда работа в радость
- Творческая мастерская «Наивный мир»
- Журнал «Игры и Игрушки» Всегда с тобой!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии