«Игры и Игрушки. Гид» №1-2017
Механизм государственной регистрации товарного знака
Приведём нашумевшие примеры недобросовестного использования товарных знаков. ОАО «Кондитерское объединение «СладКо» является правообладателем товарных знаков, содержащих словесный элемент «ДЕТЯМ» и зарегистрированных на территории Российской Федерации. Упаковка конфет «ДЕТЯМ» используется кондитерской фабрикой с 2003 г. ООО «Глобус-Триумф», ООО «Глобус-Гранд» и ООО «Глобус-Лидер» выпускали конфеты со схожими этикетками и наименованиями, – по заявлению ОАО «Кондитерское объединение «СладКо» Федеральной антимонопольной службой действия этих компаний признаны недобросовестной конкуренцией.
Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» обратилась с иском и к Кондитерской фабрике «Славянка» о взыскании компенсации за незаконное использование комбинированного товарного знака при производстве шоколада «Алина». Стороны пришли к мировому соглашению. Законодателем разработана система государственной регистрации товарных знаков, с целью защиты интересов их правообладателей.
Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Для регистрации товарного знака заявителю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) необходимо направить в Роспатент заявку с приложением документов, согласно утверждённым приказом Минэкономразвития Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков.
Информация о поступившей заявке публикуется в официальном бюллетене Роспатента. После подачи заявки федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводятся следующие экспертизы: формальная экспертиза: государственная пошлина 2700 руб.; длительность – 1 месяц; проверяется наличие необходимых документов и соответствие их требованиям законодательства; экспертиза обозначения: государственная пошлина 11500 + 2050 за каждый из классов Международной классификации – товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация, свыше 1 месяца; длительность зависит от сложности проводимой экспертизы и необходимости предоставления дополнительных документов; проверяется соответствие объекта требованиям, предъявляемым к товарным знакам и отсутствие ограничений на признание товарным знаком.
По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации товарного знака. Решение об отказе в государственной регистрации может быть оспорено путём подачи возражения в Роспатент в двухмесячный срок со дня направления указанного решения. Если в результате экспертизы установлено, что заявленное обозначение удовлетворяет проверяемым требованиям, принимается решение о государственной регистрации товарного знака. Государственная пошлина за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него составляет 16200 руб. Регистрация в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ осуществляется в течение месяца со дня уплаты государственной пошлины.
Свидетельство на товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня его государственной регистрации. Сведения о регистрации товарного знака подлежат обязательной публикации в официальном бюллетене Роспатента. Общий срок предоставления государственной услуги по приёму, регистрации, экспертиз заявки, выдачи свидетельства на товарный знак составляет 18 месяцев и 2 недели. Исключительное право на товарный знак (право использовать товарный знак по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом) действует в течение 10 лет с даты подачи заявки. Указанный срок может быть продлён на 10 лет неограниченное количество раз по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия данного права.
Недобросовестное поведение конкурентов при использовании товарного знака с одной стороны может привести к снижению прибыли компании-жертвы, с другой вводит в заблуждение потребителей. Современное российское и международное законодательство позволяет пользоваться инструментами защиты интеллектуальных прав для успешного развития бизнеса. К их числу относится, как защита прав в судебном порядке, так и в административном: обращение в Роспатент, Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор. Законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, что позволяет лицу, считающему, что его право на охрану товарного знака нарушено, обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 180 Уголовного кодекса РФ в органы внутренних дел.
Помимо предусмотренных законодательством способов защиты эффективными могут оказаться и маркетинговые. К примеру, запуск в СМИ информации о наличии на рынке продукции, незаконно выпущенной под определённым товарным знаком, за свойства и безопасность которой владелец товарного знака не несёт ответственности.
Валерия Горькова, руководитель
юр. департамента компании «КПФМ»
http://www.kpfm.ru/
Рекомендуем почитать
- Школьная атрибутика с героями Disney
- Обучающий планшет от Fisher-Price
- Пирожное «Картошка»
- Кухни и бытовая техника Zanussi
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии