"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
«Математический планшет» в логопедии
Применение «Математического планшета» производства ОКСВА в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Основная часть моих учеников – это дети с различными нарушениями психического и речевого развития. К сожалению, этим детям недоступны многие возможности, воспринимаемые обычными детьми как само собой разумеющееся. И часто интересные, но сложные многофункциональные игровые пособия в работе с ними не применимы.
Однако этого нельзя сказать про «Математический планшет». На занятиях эту игру я предпочитаю использовать в качестве бонуса за хорошую работу, потому что детям он действительно нравится!
В целом, игровые занятия с «Математическим планшетом» направлены на:
- развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук;
- выполнение упражнений по образцу, воспроизведение;
- развитие представлений о пространстве, направлении (вверх-вниз, влево-вправо);
- соотношение размеров, пропорции.
Ниже приведены примеры игр, используемых в логопедических занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Рисунок по образцу
В работе с «особыми» детьми используется лишь ограниченное количество возможностей «Математического планшета». Особенно хороша эта игра в развитии мелкой моторики, изучении пространственных отношений (верх, низ, левый, правый) и копировании – «нарисуй» по образцу. «Планшет» производства ОКСВА, кроме самой игры, предлагает цветную методичку с вариантами схем, картинками, стишками, что существенно облегчает работу.
Ребёнку предлагается сделать на планшете несложный рисунок с помощью цветных резиночек (например, «зонтик» или «конфета»). В моей практике чаще всего необходимо помогать ребёнку, показывая пальцем, откуда следует начинать «рисунок», одновременно называя направление, в котором следует двигаться руке малыша: «Начни сверху вниз», «Эту резиночку начни натягивать слева». Если же такая задача оказывается для ученика слишком простой, можно усложнять игру вплоть до «геометрического диктанта» – когда ребёнок воспроизводит «рисунок», только слушая инструкции учителя, не видя самого изображения.
Геометрические формы
С «Математическим планшетом» удобно изучать геометрические формы, цифры и буквы. В процессе натягивания резиночек – а это довольно трудно для ребёнка – руки «запоминают» правильный образ формы, буквы или цифры, заодно тренируя мелкую моторику кисти.
Ребёнку, уже знакомому с простыми геометрическими фигурами, я предлагаю поиграть на планшете: «Давай сделаем треугольник!». Задача малыша «нарисовать» треугольник с помощью резинок. Далее мы «рисуем» ещё несколько разных фигур, варьируя их размер (большие; маленькие; средние; больше, чем самый маленький).
Когда на планшете не остаётся свободного места, я прошу ребёнка обвести пальчиком «самый маленький треугольник», «самый большой красный квадрат», «синий прямоугольник».
Игровое пособие «Математический планшет» с уверенностью можно рекомендовать как для работы в детских садах (обычных и специализированных), так и для весёлого проведения досуга в домашнем кругу. Игра будет интересна и полезна детям в возрасте от 2,5 до 8-и лет.
Ксения Живова, логопед,
«Детские Центры Надежды Самойловой»
Рекомендуем почитать
- От правильного выбора до покупки!
- Почему я учитель?
- Играем в профессии
- Знакомство с карельской росписью
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии