"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Логопедическая работа в онлайне
Дистанционное обучение набирает обороты. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
Дистанционные логопедические занятия в нашем образовательном учреждении проводятся по следующим направлениям:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Постановка и автоматизация поставленных звуков.
3. Развитие фонематических процессов.
4. Коррекция лексико-грамматической стороны речи.
5. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Одним из основных этапов при формировании правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Это набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ, языка, нижней челюсти. Артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на картинку (символ каждого упражнения), по подражанию или самостоятельно, в зависимости от уровня обученности и способностей каждого ребёнка. Во время дистанционной работы при выполнении артикуляционных упражнений часто необходима помощь родителей.
Следующим этапом коррекционной работы является постановка и автоматизация поставленных звуков. Во время постановки подключаем различные сенсорные анализаторы, используем элементы самомассажа с применением подручных зондозаменителей.
Пальчиковые игры помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память и внимание. В условиях онлайн обучения хорошо зарекомендовали себя различные упражнения, в частности, всем известная игра «Улитка» – это игровой комплекс для автоматизации звуков. А также интерактивные упражнения в режиме онлайн – назови картинки, чётко проговаривая звук [C]. Ребёнок перетаскивает картинки на нужное поле, сопровождая своё действие речью.
Переходим к следующему разделу в коррекционно-логопедической работе – дифференциация звуков. Это различение звуков, схожих по каким-либо признакам. Ребёнок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи или на письме заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Одним из эффективных приёмов работы по дифференциации звуков является зарисовывание героев (символов звуков) вместе с ребёнком, дальше даём характеристику звукам, выявляем сходства и различия. Ещё один приём, который заслуживает внимания – это лепка образа буквы (героев-символов), выкладывание букв из природного или любого другого материала. Когда мы включаем в работу различные анализаторы: слуховой, тактильный, двигательный, зрительный – мы запускаем компенсаторные возможности головного мозга, помогая, тем самым, ребёнку более успешно справляться с ошибками на различение схожих по звучанию звуков.
Следующий важный раздел, который является основным базовым компонентом при обучении ребёнка чтению и письму – звукобуквенный анализ и синтез. Умение мысленно расчленить слова на его составляющие (звуки), установить их количество и последовательность. Перед началом письма ребёнок слышит слово, ему необходимо произвести звуковой анализ слова (разбить слово на звуки), каждый звук надо соотнести с графическим знаком-буквой и вспомнить моторную программу написания каждой буквы. Прочитать слово – зрительно воспринять графические образы букв и перевести его в звуки так, чтобы они составили реальное, «живое» слово с определённым смыслом. Таким образом, письмо и чтение – это два противоположных процесса, основанных на звукобуквенном анализе, наработанном на достаточно высоком уровне. В дистанционной коррекционно-логопедической работе мы используем следующие задания на анализ и синтез: найди картинки с заданным звуком, найди лишнюю картинку, определи место заданного звука в слове, задания «Собери слово», «Анаграмма».
Работа над развитием лексического компонента речи проводится, опираясь на мыслительную (логические операции: классификация, анализ, синтез, сравнение) и предметную деятельность (ощупать предметы, осмотреть, если возможно, понюхать, попробовать на вкус).
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, а также в нарушении согласования слов в роде, числе и падеже. Одна из эффективных игр в усвоении рода является игра «Жадина», когда ребёнок про каждый предмет должен сказать «мой», «моя», «моё». Обязательно учим правильно понимать и употреблять предлоги и согласовывать их c существительными.
Одним из основных направлений логопедической работы в школе является профилактика нарушений чтения и письма. Коррекционная работа идёт по нескольким направлениям:
1. Коррекция неправильного звукопроизношения.
2. Развитие фонематических процессов.
3. Формирование лексико-грамматических компонентов речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие различных видов восприятия, в частности зрительно-пространственного, тактильного (при усвоении графического образа букв): рисование незаконченных букв, выбор правильного написания букв, лепка, работа с шершавыми буквами и так далее.
6. Развитие сукцессивных способностей – это способность чётко воспринимать последовательность элементов в ряду (дни недели, кто стоит перед кем в заданном порядке элементов). Эта последовательность очень важна при анализе слов, потому что в словах буквы стоят в определённом порядке, который нельзя менять (иначе получится другое слово).
7. Также развиваем такие высшие психические функции, как произвольная регуляция памяти и внимания. В дистанционной работе используем следующие виды заданий: обведи только правильно написанные буквы, исправь ошибки.
Электронные образовательные ресурсы принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых в работе логопедов. Они позволяют сократить время формирования произносительных навыков, способствуют развитию самоконтроля и повышают мотивацию у детей. Дистанционные логопедические занятия проводятся на следующих платформах: Google Hangouts и Zoom. Платформа Zoom наиболее удачна для проведения интерактивных занятий. Она позволяет каждому ребёнку быть не просто слушателем, а активным участником процесса, взаимодействовать с презентацией или картинкой, воспроизводимой на экране. Это повышает интерес к занятию, закрепляет позитивный настрой и повышает мотивацию.
Светлана Булдакова, учитель-логопед,
Елена Кунгурова, учитель-логопед,
ГКОУ «СКОШИ № 2», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Задачи для ума
- От эмоций ребёнка к профессии воспитателя
- Школьные ранцы и рюкзаки ACROSS - это стиль, оригинальность дизайна, высокое качество, комфорт!
- Адаптационные игры для малышей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии