"Игры и Игрушки" №2-2023
Летнее чтение или как заинтересовать ребёнка литературой
Нагрузка на детей в школе действительно очень высокая. Кроме школы, дети обычно посещают кружки дополнительного образования и различные секции. При таком насыщенном ритме едва ли найдётся время и силы, чтобы заинтересоваться чтением. Целесообразно прививать интерес к чтению книг именно во время каникул, когда ребёнок не нагружен другими делами. Детям, как школьникам, так и дошкольникам, часто задают список литературы для прочтения летом. Помимо этого, рекомендуется, кроме этого списка, иметь свой собственный, для внеклассного, домашнего чтения. Что делать, если у ребёнка вообще нет желания читать и как уговорить его самостоятельно составить читательский дневник?
Начинать нужно с раннего возраста и обязательно с детских книг, которые вызывают у ребёнка интерес своими яркими иллюстрациями. Пока ребёнок маленький, он с удовольствием будет рассматривать яркие картинки, вместе с родителями, подражать звукам изображённых животных. Если родители регулярно читают малышу книжку перед сном, то рано или поздно, он начнёт интересоваться книгой самостоятельно. Чтение книг должно быть ежедневным ритуалом, который постепенно станет частью вашей с ребёнком жизни, как, например, чистка зубов.
Конечно, если ребёнок уже подрос, начать увлекаться литературой никогда не поздно. Самым важным условием успеха в этом деле, как и в любом другом, является личный пример. Любой родитель должен понимать, что обучение детей чему-либо, требует от родителя больших энергозатрат, а также затрат временных. Но если у вас есть желание и терпение, то всё обязательно получится. Главное в этом деле, не использовать насильственные методы: нельзя ругать, запугивать, скандалить, так прививается только неприятное ощущение от любого занятия.
На сегодняшний день редко встречаются дети, да и взрослые тоже, которые были бы всерьёз увлечены чтением. Альтернативой выступает технический прогресс – развитие телевидения и интернета. Не так давно, именно книга была основным источником информации, сегодня книги и газеты заменили современные гаджеты. Даже общение на расстоянии сводится не к написанию писем, как раньше, на смену пришли социальные сети. Слова и предложения заменяются «смайликами», что резко ограничивает словарный запас. Нередко нынешние школьники не понимают значение некоторых слов в прочитанном тексте.
Более того, раньше чтение выступало как социальный фактор, читать умели только образованные люди, которые считались грамотной элитой, поэтому чтение было более, чем «модно». Невозможно было достичь жизненных высот без определённой базы знаний, только «читающие» люди могли занять определённую ступень в обществе. Сейчас это уже не актуально, перед нами есть множество примеров, говорящих о противоположном.
Самое печальное, что при изобилии мультфильмов и видеороликов сегодня, детям не нужно фантазировать или думать, достаточно просто смотреть. Жизнь современных детей наполнена яркими красками и без книг.
Современные родители хотят, чтобы их ребёнок выделялся среди других, поэтому стремятся научить малыша читать как можно раньше, что, как правило, чревато механическим чтением, без понимания смысла прочитанного. Бывает, что ребёнка рано научили читать, а когда подходит время для учёбы в школе, малыш уже «устал» от чтения, поэтому не стоит «давить» на ребёнка, если он ещё не готов учиться.
Появление в нашем мире интернета оказывает также и положительное влияние на детей. Например, в тех же соцсетях подростки могут обмениваться информацией, читать поучительные статьи и посты, находить много увлекательного по интересующей его теме. Многие родители не понимают это, для них чтение - это именно книга, в результате возникает много конфликтов и упрёков. Взрослые ошибочно думают, что ребёнок не читает вовсе, а только «сидит в телефоне». Имейте ввиду, чем больше заставлять ребёнка сидеть с книгой, тем сильнее будет его протест против этого.
Чтобы понять, по какой причине ребёнок не интересуется чтением книг, достаточно спросить у него напрямую. Если он ответит, что фильмы и мультики итак сняты по мотивам книг, нужно предложить прочесть ту книгу, экранизацию которой ребёнок уже посмотрел. Объясните чаду, что в фильмах часто теряются или заведомо умалчиваются многие интересные детали. Прочитайте вслух вместе с ребёнком, чтобы он заинтересовался, вспомните любимые моменты из фильма.
Если ребёнок утверждает, что «читать - это скучно», нужно найти такую литературу, которая будет ему интересна. Это могут быть яркие современные сказки или исторические повести о древнем мире, мифы или археологические дневники о динозаврах, приключенческие повести. Литературы существует много, найдётся на любой вкус. Вместе отправляйтесь в книжный магазин или библиотеку, дайте ребёнку возможность выбора. Пускай он сам решает, какие литературные персонажи будут сопровождать его летом. Спросите у ребёнка, что он посоветует прочитать вам?!
Когда ребёнок говорит, что устал, а чтение утомляет его ещё больше, стоит позволить ему перед чтением сменить род деятельности. Позвольте ему немного побегать, поиграть в активные игры, то есть избавить организм от умственной нагрузки, и только после этого отдохнуть в компании любимой книги.
Как мотивировать ребёнка к чтению?
Если ваш ребёнок дошкольного возраста или уже учится в начальной школе, у него ещё есть потребность быть рядом с вами, с родителями, и вот как раз здесь полезно совместное чтение, либо чтение по ролям. Чтобы чтение ассоциировалось с положительными эмоциями, стоит сопровождать этот процесс какой-то интересной деятельностью, например, театральной, проиграть роль персонажа по примеру того, как это делают актёры. Такое времяпрепровождение может перерасти в традицию. А к семейным праздникам можно ставить театральные сценки (у каждого увлечения должен быть какой-то результат). Семейные дискуссии (ещё вариант) обсудить прочитанное и открыть дискуссию, например, а как бы поступил ты в такой ситуации, разобрать альтернативные ситуации и поговорить о жизни ребёнка, его проблемах. Такие обсуждения помогут всем участникам высказаться и быть услышанными, что тоже немаловажно для развития ребёнка и сплочённости семьи.В подростковом возрасте сложнее найти общий язык с ребёнком, но всегда можно договориться, если с произведением требуется ознакомиться для того, чтобы сдать экзамен или для другой цели. Сейчас есть аудиокниги и можно прослушать книгу, например, на пробежке, ну а потом снова неплохо было бы обсудить прочитанное с ребёнком. В самом идеальном случае, родители тоже должны прочитать эту книгу, чтобы сюжет был для них знаком.
Если в семье нет традиции читать, то никогда не поздно её ввести. Такое времяпрепровождение может сказаться положительным не просто для пополнения навыков чтения, а для улучшения межличностных отношений. Также чтение очень активизирует клетки головного мозга, что способствует развитию мыслительных способностей. Поэтому чтение полезно всем и в любом возрасте, в любое время года.
Итак, чтобы увлечь ребёнка чтением во время летних каникул, литературу нужно подбирать по возрасту и интересам. Чаще обновляйте книги у себя дома, выделите отдельную полку для ребёнка, чтобы он сам выбирал, что ему читать летом. Родитель должен активно участвовать в процессе чтения, тогда ребёнок сам начнёт интересоваться книгами. Показывайте своему малышу положительный пример, проявляйте интерес к информации, которую он почерпнул от чтения, задавайте вопросы, чаще хвалите его и сами увидите положительный результат.
Ирина Гусарова, ст. воспитатель
ГБОУ Школа № 2044 ДО №4 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Итоги новогоднего конкурса журнала «Игры и игрушки» и сайта «Родная тропинка»
- Дидактические игры
- С Днём 8 Марта!
- Новинки игротеки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии