"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Лэпбук
В последнее время мы – педагоги и родители – замечаем, что у детей пропал интерес к книге, к чтению. Книга отошла на второй план в процессе воспитания детей. Дети не только сами не хотят брать книгу в руки, но и неохотно слушают чтение взрослого. В наше время дети проводят больше времени перед телевизором и компьютером. Это приводит к тому, что родные люди начинают восприниматься как помеха: «Мама, отойди, дай посмотреть мультики». Замена прочитанных или рассказанных сюжетов на телевизионные и компьютерные подавляет воображение ребёнка. Его мировоззрение становится очень жёстким, линейным. Ребёнок не научится задавать корректные вопросы, чтобы уточнить состояние участников событий. Он не будет сообщать другим о своих намерениях. У ребёнка не сформируется сюжетное мышление.
Перед взрослыми встаёт вопрос, как возродить интерес детей к книгам? В этом мне помог лэпбук.
В дословном переводе с английского (lapbook) – значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Несмотря на небольшой объём, в ней могут храниться все необходимые материалы по теме. Получается, лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, «гармошками», вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создать условия, при которых сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования. Лэпбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребёнок визуал).
В любое удобное время ребёнок может просто открыть лэпбук и с радостью повторить пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку. Ребёнок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук хорошо подойдёт для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
В нашем детском саду проходила неделя книги. Дети узнали, откуда «пришла» книга, проследили её долгий путь от сосны до полиграфического комбината. Приняли участие в викторине по сказкам А.С. Пушкина, в создании выставки детского рисунка по знакомым сказкам «Мой любимый сказочный герой». Их ждало много разных увлекательных игр и познавательных занятий. А итогом «книжкиной недели» стала презентация нашего коллективного лэпбука. Над составлением и оформлением лэпбука трудились и педагоги, и дети, и родители. Наш лэпбук «Времена года» строился на основании разделов-подтем.
Первый этап – поисковый. Дети искали и систематизировали полезную информацию. В ход пошли самые разные материалы: и схема создания оригами, стихи и загадки о зиме, игра «Найди десять отличий», игра «Весёлая мозаика» и многое другое.
Этап второй – иллюстративный. Для наглядности мы подобрали самые разные тематические картинки. Изготовление лэпбука не потребовало от нас много материальных затрат. В своей работе мы использовали картинки, распечатанные с компьютера, вырезанные из журналов и старых книг.
Этап третий – творческий. Для изготовления самой папки мы взяли толстый картон от упаковочной коробки, сделали её двустворчатой, открывающейся вверх и вниз с двух сторон. Внутри папку обклеили листами бумаги А4, а снаружи – светлыми обоями. Украсили соответствующими теме картинками. В левой части нашего лэпбука мы разместили мини-книжку «Зима. Приметы зимы. Зимние месяцы». Дети там могут познакомиться с народным календарём, узнать народные приметы и пословицы о зиме, о зимних месяцах. Здесь же расположена викторина. Мини-книжка оформлена красочными картинками. Информация о животных и зимующих птицах находится в кармашках. Вынув карточки из кармашков, дети могут закрепить по ним названия птиц, узнать о жизни животных в разные периоды времён года. Отдельно мы расположили книжку-гармошку, в ней можно определять животных по единичному отпечатку – следу. Рядом находится схема, следуя которой каждый может сложить снегиря или синичку. Просматривая раздел «Безопасность на улицах в разные времена года», дети могут закрепить знания о том, где можно играть на улице и где играть нельзя, что нельзя делать на улице зимой или летом. Вынув картинки из конверта «Забавы», ребята вспоминают разные подвижные, спортивные игры и виды спорта. Много интересных стихотворений и загадок о временах года есть в соответствующем разделе. Дети сами оформили его – оригами и вырезками из открыток.
В нашей книжке-раскладушке поместилось очень много информации в привлекательной и нестандартной форме. Работа по созданию лэпбука сплотила взрослых и детей. Наш лэпбук теперь находится в уголке книги. Каждый желающий ребёнок может свободно взять его, положить на колени и долго открывать-закрывать окошечки, конвертики, разворачивать и сворачивать «гармошечки», перебирать картинки со знакомыми животными, птицами, видами спорта. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
А наша совместная деятельность на этом не заканчивается, мы решили создать лэпбуки на темы «Космос», «Пустыня», «Водный мир» и ещё многие другие. Предлагаем и вам попробовать создать самим такую интересную книгу.
Ирина Садыкова, воспитатель МБДОУ Д/с №18
«Алёнка» г.Сафоново, Смоленская область
Рекомендуем почитать
- Любимые сказки с Аппликашкой
- Ошибки родителей
- Интерактивное оборудование для образовательных организаций
- Веракса Николай Евгеньевич
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии