"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
Лаборатория правильной речи
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Поиграть в настоящих учёных, отработать произношение «коварного» звука «р» поможет это занятие
Цель: Создание условий для автоматизации звука [Р] во фразовой речи.
Задачи:
Дети: Звуки, слова, речь и так далее.
Логопед: Правильно, я пригласила на это знаменательное событие именно вас — специалистов по звукам. Предлагаю приступить к торжественному открытию нашей лаборатории. (Звучит торжественная музыка, педагог перерезает ленточку, все заходят в лабораторию и видят кругом беспорядок.)
Логопед: Что же здесь произошло? Всё разбросано. Что же теперь будет с нашей лабораторией? Кто из вас готов мне помочь навести здесь порядок? (Дети предлагают свою помощь.)
Логопед: Отлично, теперь мы с вами — сотрудники лаборатории, предлагаю надеть специальную одежду. (Все надевают халаты.)
Логопед: Уважаемы коллеги, позвольте уточнить, что изучают в нашей лаборатории?
Дети: Правильную речь.
Логопед: А чтобы красиво и правильно говорить, что нужно делать? Артикуляционную гимнастику! Итак, приступим. (Артикуляционная гимнастика.) Приглашаю вас в первый отдел.
Дети делятся на микрогруппы и собирают три разрезные картинки.
Логопед: Ребята, что же у нас с вами получилось? (Дети называют получившиеся картинки.) Скажите, пожалуйста, что общего у этих слов? (В них есть звук «Р».) Правильно, скажу вам по секрету, что сегодня в лаборатории день звука «Р». Пройдём в следующий отдел.
Дидактическая игра «Домик для слов»
Логопед: Слова заблудились. Как правильно разместить картинки в домике? (В первой клетке будут картинки, у которых в названии звук «Р» стоит в начале, во второй — если «Р» в середине, в третьей — если звук «Р» в конце.)
Дидактическая игра «Паровозик» (Картинка перечеркнута, испачкана.)
Логопед: Опять все перепуталось. (Дети вытирают картинку, рассматривают.) Слова отправляются в путешествие, но не могут выбрать свой вагон. Как же узнать, в каком вагоне какое слово должно быть? (Рассматривают вагоны, делается вывод, что «рассаживать» по вагонам нужно по количеству слогов в слове, дети отмечают это на картинке фломастером.)
Дидактическое упражнение «Жадина». Согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными.
Дидактическое упражнение «Есть-нет». Образование родительного падежа имени существительного.
Дидактическое упражнение «Счёт». Согласование существительного и числительного.
Логопед: Уважаемые коллеги, перед тем, как пригласить вас в компьютерный отдел, предлагаю вам выполнить зарядку для глаз, чтобы наши с вами глаза при работе с компьютерами не уставали. Посмотрите на экран. (Окогимнастика.)
Логопед: Спасибо вам, ребята. Теперь мне всё понятно. Пройдёмте в компьютерный отдел. (Дети садятся за столы с компьютерами, аудиозапись «Звук работающего принтера».)
Дидактическая игра «Помоги Макару»
Логопед: Наш сотрудник Макар прислал нам сообщение. Он выбирает предметы — опытные образцы для нашей лаборатории, но затрудняется и просит помощи у специалистов по звукам. Как вы думаете, какой звук должен быть в названии предметов, которые выбирает Макар? Правильно, звук Р.
Открываем следующее окно. (Автоматизация звука «Р» во фразах.)
Дидактическая игра «Вставь звук»
Что случилось с компьютером? Что же здесь написано теперь… Послушайте:
А теперь давайте узнаем девиз лаборатории! Куда же пропал он? (Нажимаем на клавиши клавиатуры, аудиозапись «Звук работающего принтера». На принтере распечатываются слова девиза не по порядку: «Трудный звук, ты наш друг».)
Поиграть в настоящих учёных, отработать произношение «коварного» звука «р» поможет это занятие
Цель: Создание условий для автоматизации звука [Р] во фразовой речи.
Задачи:
- Автоматизировать звук [Р] в различных речевых единицах.
- Способствовать развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа, зрительного восприятия, внимания.
- Формировать навыки словоизменения.
- Развивать умение согласовывать слова в словосочетаниях и в предложениях.
- Воспитывать взаимовыручку, способность работать в микрогруппах.
Ход занятия
Логопед: Ребята, в нашем детском саду открывается необычная лаборатория — лаборатория правильной речи. Как вы думаете, что в ней изучают?Дети: Звуки, слова, речь и так далее.
Логопед: Правильно, я пригласила на это знаменательное событие именно вас — специалистов по звукам. Предлагаю приступить к торжественному открытию нашей лаборатории. (Звучит торжественная музыка, педагог перерезает ленточку, все заходят в лабораторию и видят кругом беспорядок.)
Логопед: Что же здесь произошло? Всё разбросано. Что же теперь будет с нашей лабораторией? Кто из вас готов мне помочь навести здесь порядок? (Дети предлагают свою помощь.)
Логопед: Отлично, теперь мы с вами — сотрудники лаборатории, предлагаю надеть специальную одежду. (Все надевают халаты.)
Логопед: Уважаемы коллеги, позвольте уточнить, что изучают в нашей лаборатории?
Дети: Правильную речь.
Логопед: А чтобы красиво и правильно говорить, что нужно делать? Артикуляционную гимнастику! Итак, приступим. (Артикуляционная гимнастика.) Приглашаю вас в первый отдел.
Развитие фонематического слуха
Дидактическая игра «Собери картинку».Дети делятся на микрогруппы и собирают три разрезные картинки.
Логопед: Ребята, что же у нас с вами получилось? (Дети называют получившиеся картинки.) Скажите, пожалуйста, что общего у этих слов? (В них есть звук «Р».) Правильно, скажу вам по секрету, что сегодня в лаборатории день звука «Р». Пройдём в следующий отдел.
Дидактическая игра «Домик для слов»
Логопед: Слова заблудились. Как правильно разместить картинки в домике? (В первой клетке будут картинки, у которых в названии звук «Р» стоит в начале, во второй — если «Р» в середине, в третьей — если звук «Р» в конце.)
Дидактическая игра «Паровозик» (Картинка перечеркнута, испачкана.)
Логопед: Опять все перепуталось. (Дети вытирают картинку, рассматривают.) Слова отправляются в путешествие, но не могут выбрать свой вагон. Как же узнать, в каком вагоне какое слово должно быть? (Рассматривают вагоны, делается вывод, что «рассаживать» по вагонам нужно по количеству слогов в слове, дети отмечают это на картинке фломастером.)
Словоизменение
Логопед: Ой, а это что? Мои опытные образцы! Вдруг они испорчены и больше не работают? Как проверить? (Дети берут картинки и выполняют упражнения.)Дидактическое упражнение «Жадина». Согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными.
Дидактическое упражнение «Есть-нет». Образование родительного падежа имени существительного.
Дидактическое упражнение «Счёт». Согласование существительного и числительного.
Логопед: Уважаемые коллеги, перед тем, как пригласить вас в компьютерный отдел, предлагаю вам выполнить зарядку для глаз, чтобы наши с вами глаза при работе с компьютерами не уставали. Посмотрите на экран. (Окогимнастика.)
Развитие зрительного восприятия, внимания
Логопед: Ой, а это что такое? Может сбой в программе? Ведь всё было аккуратно нарисовано. Только не пойму, что здесь было нарисовано. (Дети рассматривают зашумлённые картинки и называют их.)Логопед: Спасибо вам, ребята. Теперь мне всё понятно. Пройдёмте в компьютерный отдел. (Дети садятся за столы с компьютерами, аудиозапись «Звук работающего принтера».)
Дидактическая игра «Помоги Макару»
Логопед: Наш сотрудник Макар прислал нам сообщение. Он выбирает предметы — опытные образцы для нашей лаборатории, но затрудняется и просит помощи у специалистов по звукам. Как вы думаете, какой звук должен быть в названии предметов, которые выбирает Макар? Правильно, звук Р.
Определение наличия звука в слове
Логопед: Кто может нам рассказать, какие предметы необходимо выбрать Макару? Проверяйте, ребята. (Ответы детей.) Коллеги, я предлагаю вам включить компьютеры. (Аудиозапись «Звук включающегося компьютера».) Открываем первое окно. (Проводится зарядка, физкультминутка.)Открываем следующее окно. (Автоматизация звука «Р» во фразах.)
Дидактическая игра «Вставь звук»
Что случилось с компьютером? Что же здесь написано теперь… Послушайте:
- ...ома покупает ...озы.
- ...ая пишет ...учкой.
- Ю...а иг...ает с ...акетой.
- Ню...а ест а...буз.
- ...омашки ...астут в т...аве.
- Ма...уся соби...ает у...ожай. (Дети произносят предложения, вставляя необходимые звуки.)
Цепной текст «Ромина картина»
Логопед: А здесь как прочитать? Как узнать, что здесь было написано? Что хотел сказать автор? (Дети составляют небольшой рассказ по предложенной схеме.)А теперь давайте узнаем девиз лаборатории! Куда же пропал он? (Нажимаем на клавиши клавиатуры, аудиозапись «Звук работающего принтера». На принтере распечатываются слова девиза не по порядку: «Трудный звук, ты наш друг».)
Составление предложения из слов
Логопед: Вот слова девиза. Поставьте их на свои места! (Дети составляют фразу из предложенных слов.) Молодцы, ребята. Теперь здесь полный порядок. Вы настоящие сотрудники лаборатории правильной речи. Позвольте вас наградить этими медалями. (Звучит аудиозапись «Торжественная музыка», идёт награждение детей медалями.)Ольга Тырышкина, учитель-логопед
Рекомендуем почитать
- Проект «Волшебная лоза»
- Инна Жиркова: «Я всегда хотела большую семью»
- Алла Романова, главный редактор
- 3D ручки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку