"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Кузоватовская роспись
Задачи:
- приобщать дошкольников к региональной культуре через игру-путешествие «Экскурсия в село Кузоватово»;
- развивать эстетическое восприятие, связную речь, умение правильно строить высказывания-описания;
- упражнять в суффиксальном способе словообразования;
- закреплять приёмы рисования толстой и тонкой кистью.
- мультимедийная презентация;
- деревянные изделия кузоватовского промбыткомбината;
- плоскостные бумажные формы деревянных изделий (шкатулок, бочонков, тарелок, кружек, ложек, поставцов, разделочных досок);
- схема поэтапного изображения элемента росписи;
- гуашь, кисти № 2 и № 5 на подставке, стаканчики с водой;
- мнемотаблица для пальчиковой гимнастики «Посуда» Н.В. Нищевой;
- аудиозапись музыкального сопровождения.
- знакомство детей с изделиями народных промыслов;
- обучение выполнению творческих работ по мотивам городецкой и хохломской росписи;
- выполнение пальчиковой гимнастики и физкультминуток с использованием мнемотаблиц по разным лексическим темам;
- знакомство дошкольников с элементами деревянной архитектуры;
- обучение приёмам рисования тонкой и толстой кистью;
- выполнение упражнения для правильной постановки пальцев при рисовании кистью «Покормим птичку»: дети тремя пальчиками (большим, указательным и средним) зачерпывают из чашки пшено и, перебирая пальцами, высыпают его на блюдце.
Ход деятельности
Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию в рабочий посёлок Кузоватово, что расположен на юге Ульяновской области. Может быть, у кого-то из вас там живут родственники? Посмотрите на эту фотографию. (Демонстрация слайда с изображением въездного знака в рабочий посёлок Кузоватово.) Что вам это напоминает? (Подсолнух.)Воспитатель: Верно. Этот подсолнух есть на гербе Кузоватова. (Демонстрация слайда с изображением герба.) Как вы думаете, почему именно подсолнух? (В Кузоватово занимаются выращиванием подсолнухов.)
Воспитатель: А ещё в этом населённом пункте красивые деревянные дома. Вот такие! (Демонстрация слайда с изображением домов.) Посмотрите, какое крылечко с резными колоннами. Что вы ещё увидели? Что вам понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, как называется человек, который создаёт такую красоту? (Ответы детей.)
Воспитатель: Это резчик по дереву. Он вырезает из дерева с помощью особых инструментов, как мы с вами вырезаем ножницами из бумаги. (Демонстрация слайда с изображением резчика по дереву за работой.) «Резчик», потому что режет, а как назвать того, кто возит («возчик»), рассказывает («рассказчик»), точит («точильщик»), красит («красильщик»), сигналит («сигнальщик»).
Воспитатель: Посмотрите на этого человека. (Демонстрация слайда с изображением мастера.) Это Семён Петрович Сорокин – знаменитый резчик по дереву. Он жил в Кузоватово очень давно, но искусство, которым прославился этот человек, живёт на его родине до сих пор. Вот дом, который он сам украшал резными фигурами. (Демонстрация слайда с изображением дома С.П. Сорокина.) Опишите его.
Воспитатель: А вот сказочный парк, посвящённый Семёну Петровичу Сорокину, который возник после проведения в Кузоватово конкурса резчиков по дереву. (Демонстрация слайда с изображением парка резных фигур.) Мастера приехали со всей России, и каждый оставил посёлку созданную им деревянную фигуру сказочного героя.
Воспитатель: Из дерева вырезают не только украшения домов, но и посуду, ложки, бытовые принадлежности. (Демонстрация слайда с изображением деревянной посуды, шкатулок, разделочных досок, деревянных ложек.)
Воспитатель: А вот цех, где трудятся мастерицы по росписи деревянных изделий. (Демонстрация слайда с изображением цеха по росписи.) Посмотрите, какие элементы они используют. На что похожи? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, здесь есть формы, похожие на цветы, листья, ягоды. Цвета, которые используются в этой росписи – красный, зелёный, синий, жёлтый, оживки белого и чёрного цветов.
Воспитатель: Подойдите ближе, посмотрите, потрогайте, подержите в руках эти доски, ложки, шкатулки, миски. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Хотите сами принять участие в работе цеха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Перед каждым из вас две кисточки – тонкая и толстая. Давайте вспомним, как ими работать. (Дети сухой кистью на чистом листе демонстрируют приёмы рисования – широкая кисть ложится на бумагу всем ворсом, движется в одном направлении, используется для закрашивания элементов; тонкая кисть касается бумаги кончиком ворса, может двигаться в разных направлениях, используется для прорисовки линий, завитков, оживки.)
Воспитатель: Вот готовая посуда, ложки, шкатулки, бочонки, поставцы, разделочные доски. (На столе приготовлены шаблоны деревянных изделий из белого картона или плотной бумаги.) Берите то, что нравится, подходите к столам.
Воспитатель: Это схема-помогалочка. (Демонстрация схемы поэтапного изображения предмета.) С чего мы начнём? (С овала – серединки.)
Воспитатель: Какой следующий этап? (Добавление лепестков более яркого оттенка.) Что выполним дальше? (Стебли и листья.) Чем закончим? (Прорисовкой завитков, оживки тонкой кистью.)
Воспитатель: Давайте, разомнём пальчики – выполним пальчиковую гимнастику «Посуда» с помощью «зашифрованного письма». (Демонстрируется мнемотаблица с символическим изображением содержания четверостишия Н.В. Нищевой, под которое дошкольники выполняют соответствующие движения пальцами рук.)
Воспитатель: Теперь приступайте к работе. Будьте внимательны и аккуратны. (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям в виде подсказки, привлечения внимания к этапам схемы, показа на своём листе бумаги, движений рукой ребёнка с кистью в воздухе. После окончания творческого процесса – анализ детских работ по вопросам.)
Воспитатель: Какая работа самая аккуратная? Какая самая яркая? Как это получилось? В какой работе элементы расположены красиво? Что её автор сделал для этого? А что вы можете сказать об этой работе? Какой из этих предметов вы бы купили для себя? (Ответы детей.)
Воспитатель: С какой росписью мы сегодня познакомились? Изделия из какого материала изготавливаются и расписываются в рабочем посёлке Кузоватово? Что вам больше всего понравилось и почему? Что было самым трудным для вас в росписи выбранного вами предмета? Как вы справились с этой трудностью? (Ответы детей.)
Светлана Соловьёва,
воспитатель, МБДОУ
Д/с № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Новогодняя совушка
- Головоломки – что может быть лучше?
- Сколько красок у природы?
- Скоро в школу, в первый класс
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии