"Игры и Игрушки" №3-2012
Кукла с сюрпризом
Красиво расписанные матрёшки продаются сегодня иностранцам как символ России, как типичный русский сувенир. И как-то забылось, что матрёшка, прежде всего, игрушка для детей, причём полезная игрушка. В наше время матрёшка — незаменимое дидактическое пособие.
В начале 1900-х годов изготовление матрёшек продолжилось в Сергиевом Посаде, а потом и за его пределами. Все матрёшки походили на сергиево-посадскую, но имели свои черты. Если в Сергиевом Посаде матрёшку видели приземистой и плотной, то мастера из города Семёнов Нижегородской губернии точили её более стройной и вытянутой. Самая северная — вятская матрёшка. Это голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой.
Постепенно ассортимент кукол расширялся. Стали выпускать матрёшек в виде пастушков, старичков, женихов с невестами, внутри которых прятались родственники. Выпустили матрёшек с персонажами произведений Гоголя к столетию со дня его рождения, а к столетию Отечественной войны 1812 года изготовили матрёшек, изображавших Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Любили делать матрёшек и на темы сказок: «Конёк-горбунок», «Репка», «Жар-птица».
Играя с матрёшкой, ребёнок овладевает представлением о величине, учится сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму, овладевает счётными навыками, у него формируется представление о количестве. Собирая и разбирая матрёшку, дети получают первые знания о целом и частях, учатся сопоставлять части матрёшки по размеру. Вкладывая одну матрёшку в другую, малыш развивает свою память и мыслительные операции, у него развивается мелкая моторика, координируются движения в системе «глаз — рука».
Появилась матрёшка в конце XIX века в Москве, в игрушечной мастерской А.И. Мамонтова «Детское воспитание». Выточил её мастер-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал известный художник Сергей Малютин.
Игрушка безопасна: её делают из экологически чистого материала — дерева и покрывают специальным лаком, который не имеет едких запахов. Матрёшка должна быть в доме каждого ребёнка.
Следующий шаг — составление половинок. Предложите малышу найти половинку («фартук», «юбку») для каждой матрёшки. Путём проб и ошибок он учится соотносить половинки по размеру. Важно, чтобы к трём годам ребёнок не только умел составлять половинки, но и совмещать рисунок на частях платья матрёшки.
Соединив половинки, попросите малыша показать большую матрёшку, а потом маленькую. Сосчитайте матрёшек. Поиграйте с матрёшками в прятки: «Какая матрёшка спряталась — большая или маленькая?». Далее учим малыша вкладывать одну куклу в другую: «Маленькая матрёшка просит большую спрятать её».
В игре с тремя матрёшками попросите малыша дать вам самую большую, среднюю и самую маленькую матрёшку. Можно предложить такую игровую ситуацию: «Матрёшки идут на прогулку в лес». Первой идёт самая большая. Кто за ней? Построй матрёшек по росту. Кто последний? По дороге из леса первой пошла маленькая матрёшка. Кто за ней?». Придумайте имена игрушкам. Считайте, сколько их. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?
Когда малыш научится выстраивать матрёшек по росту, организуйте игру «Матрёшка заблудилась»: незаметно возьмите одну, дайте её ребёнку и предложите найти ей место в ряду матрёшек.
«Матрёшки идут домой». Возьмите несколько коробок разной высоты — это будут домики матрёшек. Ребёнок должен каждую матрёшку отвести в соответствующий по размеру «дом».
«Кто выше? Кто ниже?» После того, как ребёнок построит матрёшек по росту, попросите показать всех, кто выше (ниже) этой матрёшки».
«Матрёшки идут в гости». Обведите на листе картона основания матрёшек (круги будут отличаться по размеру), предложите ребёнку представить, что это стульчики, и нужно «рассадить» матрёшек на свои места (в соответствии с размером кругов).
«К матрёшкам пришли гости». Понадобятся два набора матрёшек разных расцветок. Перепутайте матрёшек и попросите ребёнка выстроить их парами.
И ещё одно правило. После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
Немного истории
Первая матрёшка появилась в конце XIX века и представляла собой деревянную куколку в русском сарафане, в платочке, с чёрным петухом в руке. Она состояла из восьми фигурок: за девочкой следовал мальчик, затем опять девочка, а последняя кукла изображала спелёнутого младенца. Назвали куклу Матрёна, или ласково Матрёша, Матрёшка. Это имя происходило от латинского слова «матрона», означающего «почтенная женщина», «дама», «матушка» и как нельзя лучше подходило матери большого кукольного семейства.В начале 1900-х годов изготовление матрёшек продолжилось в Сергиевом Посаде, а потом и за его пределами. Все матрёшки походили на сергиево-посадскую, но имели свои черты. Если в Сергиевом Посаде матрёшку видели приземистой и плотной, то мастера из города Семёнов Нижегородской губернии точили её более стройной и вытянутой. Самая северная — вятская матрёшка. Это голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой.
Постепенно ассортимент кукол расширялся. Стали выпускать матрёшек в виде пастушков, старичков, женихов с невестами, внутри которых прятались родственники. Выпустили матрёшек с персонажами произведений Гоголя к столетию со дня его рождения, а к столетию Отечественной войны 1812 года изготовили матрёшек, изображавших Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Любили делать матрёшек и на темы сказок: «Конёк-горбунок», «Репка», «Жар-птица».
В чём ценность народной игрушки?
Матрёшка привлекает ребёнка как красивая кукла. Но затем он обнаруживает в ней целое кукольное семейство. Это серьёзная мотивация к дальнейшей деятельности, к познанию.Играя с матрёшкой, ребёнок овладевает представлением о величине, учится сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму, овладевает счётными навыками, у него формируется представление о количестве. Собирая и разбирая матрёшку, дети получают первые знания о целом и частях, учатся сопоставлять части матрёшки по размеру. Вкладывая одну матрёшку в другую, малыш развивает свою память и мыслительные операции, у него развивается мелкая моторика, координируются движения в системе «глаз — рука».
Появилась матрёшка в конце XIX века в Москве, в игрушечной мастерской А.И. Мамонтова «Детское воспитание». Выточил её мастер-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал известный художник Сергей Малютин.
Игрушка безопасна: её делают из экологически чистого материала — дерева и покрывают специальным лаком, который не имеет едких запахов. Матрёшка должна быть в доме каждого ребёнка.
Как играть с матрёшкой?
Ребёнку больше всего нравится открывать матрёшки. Для годовалого малыша можно взять двусоставную матрёшку. Погремев ею, удивитесь вместе с малышом, что внутри кто-то есть, и откройте её. Затем откройте и вторую матрёшку. Учите ребёнка совершать вращательные движения руками при открывании матрёшек.Следующий шаг — составление половинок. Предложите малышу найти половинку («фартук», «юбку») для каждой матрёшки. Путём проб и ошибок он учится соотносить половинки по размеру. Важно, чтобы к трём годам ребёнок не только умел составлять половинки, но и совмещать рисунок на частях платья матрёшки.
Соединив половинки, попросите малыша показать большую матрёшку, а потом маленькую. Сосчитайте матрёшек. Поиграйте с матрёшками в прятки: «Какая матрёшка спряталась — большая или маленькая?». Далее учим малыша вкладывать одну куклу в другую: «Маленькая матрёшка просит большую спрятать её».
В игре с тремя матрёшками попросите малыша дать вам самую большую, среднюю и самую маленькую матрёшку. Можно предложить такую игровую ситуацию: «Матрёшки идут на прогулку в лес». Первой идёт самая большая. Кто за ней? Построй матрёшек по росту. Кто последний? По дороге из леса первой пошла маленькая матрёшка. Кто за ней?». Придумайте имена игрушкам. Считайте, сколько их. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?
Когда малыш научится выстраивать матрёшек по росту, организуйте игру «Матрёшка заблудилась»: незаметно возьмите одну, дайте её ребёнку и предложите найти ей место в ряду матрёшек.
«Матрёшки идут домой». Возьмите несколько коробок разной высоты — это будут домики матрёшек. Ребёнок должен каждую матрёшку отвести в соответствующий по размеру «дом».
«Кто выше? Кто ниже?» После того, как ребёнок построит матрёшек по росту, попросите показать всех, кто выше (ниже) этой матрёшки».
«Матрёшки идут в гости». Обведите на листе картона основания матрёшек (круги будут отличаться по размеру), предложите ребёнку представить, что это стульчики, и нужно «рассадить» матрёшек на свои места (в соответствии с размером кругов).
«К матрёшкам пришли гости». Понадобятся два набора матрёшек разных расцветок. Перепутайте матрёшек и попросите ребёнка выстроить их парами.
И ещё одно правило. После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
Наиля Хайретдинова,
учитель-дефектолог
Рекомендуем почитать
- STEM-лаборатория
- Гороскоп с улыбкой (август-сентябрь)
- Я, ты, он, она — вместе целая страна
- Изготовление декораций из МДФ
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку