"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Конструктор для тех, кто очень любит строить!
При подготовке к занятиям мы всё время ищем дидактические материалы, игры и игрушки, на примере которых можем пояснить детям те или иные понятия. В этот раз в наше поле зрения попал набор большого напольного деревянного конструктора ТМ «Престиж-Игрушка» из 300 деталей. Давайте разберём как применить его для решения некоторых педагогических задач.
Данный набор педагоги и родители могут успешно использовать для детского конструирования по программе «Развитие». Играя, дошкольники создают наземный транспорт, космические станции, стадион, крепости, замки и даже город. В конструктор интересно играть одному, вдвоём или втроём, а также подгруппой.
Можно успешно использовать конструктор для развития у детей познавательных и творческих способностей при решении задач моделирования объектов окружающего мира, отражения в постройках их структурных особенностей и свойств.
Все цветные детали конструктора «Развитие» имеют чёткую геометрическую форму, они выполнены из бука и хорошо обработаны. Игры с ними способствуют формированию и закреплению сенсорных представлений о цвете, форме и величине; представлений о пропорциях и пространственных отношениях. Они развивают внимание и память, мыслительные операции сравнения, обобщения, группировки, анализа; а также речь и коммуникативные навыки.
Уже в среднее группе в конструировании можно использовать схематические изображения предметов. Это позволяет сформировать у дошкольников более абстрактные и обобщённые представления о свойствах этих предметов. Педагогом могут быть организованы для детей образовательные ситуации разной структуры. Среди основных компонентов можно выделить следующее:
Дошкольников пятого года жизни обучают конструированию с использованием схематических изображений деталей конструктора; предлагают выбрать из нескольких построек подходящие к схеме постройки; затем учат конструировать по схеме.
При конструировании по замыслу дошкольники создают новые образы, изменяя представления о знакомых предметах. Поэтому уместно использовать творческие задания для разработки собственного замысла конструкции, завершения незаконченной постройки, дополнения образца новыми элементами.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выполнить упражнения для закрепления представлений об особенностях предметов с помощью их простейших схем и схем-разверток, научить применять их для ориентировки в особенностях конструируемого предмета, а также конструировать по готовым схемам. На основе анализа конкретного образа предмета или постройки дошкольников можно обучить составлению графических моделей с помощью специальных трафаретов с вырезами, которые по форме соответствуют основным деталям конструктора. Дети с интересом вносят в конструкции и их графические изображения элементы символизации.
В подготовительной группе конструирование направлено на совершенствование уже сформированных действий наглядного пространственного моделирования объектов, а также на перевод этих действий в умственный план. При этом можно использовать контурные и расчленённые графические модели предметов, конкретные и обобщенные. Дошкольникам надо показать, как использовать при конструировании изображения предмета сначала с одной, затем с двух и трёх позиций (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных сторон, соотносить между собой разные его изображения, проделывать ряд сложных операций с полученными образами в уме.
Можно выделить следующие типы обучающих заданий:
Вот некоторые задания, которые можно предложить дошкольникам выполнить из деталей конструктора «Развитие» следующие модели: «Автобус» - по образцу, «Космический корабль» - по силуэтному изображению, «Волшебный город» - по рисунку; «Улица города», «Театр» и по замыслу – по условию.
Все детали конструктора размещены в 3-х деревянных коробках, благодаря этому его удобно хранить и перемещать.
Данный набор педагоги и родители могут успешно использовать для детского конструирования по программе «Развитие». Играя, дошкольники создают наземный транспорт, космические станции, стадион, крепости, замки и даже город. В конструктор интересно играть одному, вдвоём или втроём, а также подгруппой.
Можно успешно использовать конструктор для развития у детей познавательных и творческих способностей при решении задач моделирования объектов окружающего мира, отражения в постройках их структурных особенностей и свойств.
Все цветные детали конструктора «Развитие» имеют чёткую геометрическую форму, они выполнены из бука и хорошо обработаны. Игры с ними способствуют формированию и закреплению сенсорных представлений о цвете, форме и величине; представлений о пропорциях и пространственных отношениях. Они развивают внимание и память, мыслительные операции сравнения, обобщения, группировки, анализа; а также речь и коммуникативные навыки.
Уже в среднее группе в конструировании можно использовать схематические изображения предметов. Это позволяет сформировать у дошкольников более абстрактные и обобщённые представления о свойствах этих предметов. Педагогом могут быть организованы для детей образовательные ситуации разной структуры. Среди основных компонентов можно выделить следующее:
- ознакомление с новой постройкой;
- знакомство с новыми деталями конструктора и освоение способов ориентировки в них;
- развитие собственного замысла конструкции;
- игры-загадки для продолжения незавершённой постройки: дополнение схематического изображения предмета недостающим изобразительным элементом, который обозначает деталь конструктора; угадывание по 2-м разным схемам предмета вариантов его конструкции и другое;
- упражнения на отгадывание деталей предмета по его названию;
- закрепление усвоенного материала в игровых упражнениях.
- анализ предмета в соответствии с его функциональным назначением и строением;
- замещение строительными деталями частей предмета;
- объединения деталей-заместителей в единую пространственную конструкцию - модель предмета;
- использование модели в качестве образца для воспроизведения предмета, а также её преобразования для создания нового представления о предмете.
Дошкольников пятого года жизни обучают конструированию с использованием схематических изображений деталей конструктора; предлагают выбрать из нескольких построек подходящие к схеме постройки; затем учат конструировать по схеме.
При конструировании по замыслу дошкольники создают новые образы, изменяя представления о знакомых предметах. Поэтому уместно использовать творческие задания для разработки собственного замысла конструкции, завершения незаконченной постройки, дополнения образца новыми элементами.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выполнить упражнения для закрепления представлений об особенностях предметов с помощью их простейших схем и схем-разверток, научить применять их для ориентировки в особенностях конструируемого предмета, а также конструировать по готовым схемам. На основе анализа конкретного образа предмета или постройки дошкольников можно обучить составлению графических моделей с помощью специальных трафаретов с вырезами, которые по форме соответствуют основным деталям конструктора. Дети с интересом вносят в конструкции и их графические изображения элементы символизации.
В подготовительной группе конструирование направлено на совершенствование уже сформированных действий наглядного пространственного моделирования объектов, а также на перевод этих действий в умственный план. При этом можно использовать контурные и расчленённые графические модели предметов, конкретные и обобщенные. Дошкольникам надо показать, как использовать при конструировании изображения предмета сначала с одной, затем с двух и трёх позиций (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных сторон, соотносить между собой разные его изображения, проделывать ряд сложных операций с полученными образами в уме.
Можно выделить следующие типы обучающих заданий:
- схематическое изображение конструкции, а затем схемы конструкции по рисунку;
- перевод схем одного вида в схемы другого вида, например, контурных – в расчлененные, вид сбоку – в вид спереди и сверху;
- создание постройки по двум схемам: вид сбоку и сверху, сверху и спереди, сбоку и спереди;
- знакомство с элементами архитектуры, включение элементов различных архитектурных стилей в постройки.
Вот некоторые задания, которые можно предложить дошкольникам выполнить из деталей конструктора «Развитие» следующие модели: «Автобус» - по образцу, «Космический корабль» - по силуэтному изображению, «Волшебный город» - по рисунку; «Улица города», «Театр» и по замыслу – по условию.
Все детали конструктора размещены в 3-х деревянных коробках, благодаря этому его удобно хранить и перемещать.
Рекомендуем почитать
- Праздничное планирование
- Документы логопеда
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
- Интерактивная выставка «Робостанция»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку