"Игры и Игрушки" №1-2016
Колыбель для кошки
А вы создавали когда-нибудь вот такую фигуру? Нет, речь идёт вовсе не о мягкой подстилке для котёнка. Мы будем говорить об играх с верёвочкой!
Вы уже нарисовали себе в воображении кошку, гоняющуюся за бантиком… на верёвочке. И снова кошки тут ни при чём. Эта занимательная игра с верёвочкой, связанной в кольцо. Такая петля надевается на руки и с помощью разных переплетений нитей игроки рисуют что угодно, хотя бы и «кошачью колыбель».
Первая запись, упоминающая верёвочные игры относится ещё к I веку до нашей эры. Древние Греки забавлялись созданием узоров и фигур из переплетения верёвочек. Широкое распространение игра получила в Африке. Традиционные узоры, которые выплетались там верёвочкой, делались в одиночку и отличались высокой сложностью. Считается, что впервые в Европу эта игра была завезена на рубеже XVII-XVIII веков моряками, возившими чай из Азии. Оттуда она перебралась на Американский континент.
«Колыбель для кошки» – это ещё и название антиутопического романа Курта Воннегута. В нём один из героев таким образом играет с сыном.
Некоторые игры с верёвочкой известны во всех уголках мира, другие же встречаются только в отдельных местах нашей планеты. Всё это заставило учёных приступить к пристальному изучению такого вида народного творчества.
В средние века в Европе все верёвочные игры называли не иначе как «ведьмиными узлами» и считали их порождением злых сил.
«Колыбель для кошки» – это самая распространённая, классическая фигура, которую осваивает любой игрок. Это поэзия узлов, взаимосвязь верёвок и пальцев, доведённая до совершенства. Интересно, что смысл, который вкладывали люди разных стран в верёвочные игры, также различен. На островах Океании, например, они являлись своеобразной артистической игрой, которая позволяла продемонстрировать свои способности. На Аляске такие игры использовались местными сказочниками для иллюстрирования сказок и преданий. На островах Папуа и Новой Гвинеи сплетённые верёвочные узоры приравнивались к амулетам, они были призваны умилостивить небесные силы. В Северной Канаде фигурки животных, полученные с помощью верёвки, служили символом удачной охоты. Для индейцев плетение «кошачьей колыбели» было сродни религии.
Игра с верёвочкой в Европе и США до XX века была почти не известна. И появилась сразу с простейшими заимствованными узорами. Играть в неё начали вдвоём. Но в фантазии создания переплетённых фигурок не превзошли непросвещённые племена.
Игра с верёвочкой очень проста. Вам потребуется верёвка длиной около 150 см. Её нужно связать в круг. Один из игроков продевает в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвобождает пальцы и ещё раз обкручивает верёвочкой каждую ладонь. Дальше можно плести фигуры. Учебники по верёвочным играм предлагают забавы для одного человека и более сложные – для двоих участников. Очень интересно соотносить получившийся узор с его названием. У каждой фигуры есть своё «имя»: «пальма», «японская бабочка», «столик для двоих», «кудряшка Сью».
Игры с верёвочками требуют концентрации, усидчивости, внимания. Они оказывают терапевтический эффект на человека. Неудивительно, что этими забавами занимались не только дети, но и взрослые.
Любители игр с верёвочкой объединены в мире в международную ассоциацию International String Figure Association. Она была создана в 1978 году японским математиком Хироши Ногучи и английским миссионером Филопом Нобелем. Её главная задача – сбор, хранение и распространение верёвочных игр.
Вы уже нарисовали себе в воображении кошку, гоняющуюся за бантиком… на верёвочке. И снова кошки тут ни при чём. Эта занимательная игра с верёвочкой, связанной в кольцо. Такая петля надевается на руки и с помощью разных переплетений нитей игроки рисуют что угодно, хотя бы и «кошачью колыбель».
Первая запись, упоминающая верёвочные игры относится ещё к I веку до нашей эры. Древние Греки забавлялись созданием узоров и фигур из переплетения верёвочек. Широкое распространение игра получила в Африке. Традиционные узоры, которые выплетались там верёвочкой, делались в одиночку и отличались высокой сложностью. Считается, что впервые в Европу эта игра была завезена на рубеже XVII-XVIII веков моряками, возившими чай из Азии. Оттуда она перебралась на Американский континент.
«Колыбель для кошки» – это ещё и название антиутопического романа Курта Воннегута. В нём один из героев таким образом играет с сыном.
Некоторые игры с верёвочкой известны во всех уголках мира, другие же встречаются только в отдельных местах нашей планеты. Всё это заставило учёных приступить к пристальному изучению такого вида народного творчества.
В средние века в Европе все верёвочные игры называли не иначе как «ведьмиными узлами» и считали их порождением злых сил.
«Колыбель для кошки» – это самая распространённая, классическая фигура, которую осваивает любой игрок. Это поэзия узлов, взаимосвязь верёвок и пальцев, доведённая до совершенства. Интересно, что смысл, который вкладывали люди разных стран в верёвочные игры, также различен. На островах Океании, например, они являлись своеобразной артистической игрой, которая позволяла продемонстрировать свои способности. На Аляске такие игры использовались местными сказочниками для иллюстрирования сказок и преданий. На островах Папуа и Новой Гвинеи сплетённые верёвочные узоры приравнивались к амулетам, они были призваны умилостивить небесные силы. В Северной Канаде фигурки животных, полученные с помощью верёвки, служили символом удачной охоты. Для индейцев плетение «кошачьей колыбели» было сродни религии.
Игра с верёвочкой в Европе и США до XX века была почти не известна. И появилась сразу с простейшими заимствованными узорами. Играть в неё начали вдвоём. Но в фантазии создания переплетённых фигурок не превзошли непросвещённые племена.
Игра с верёвочкой очень проста. Вам потребуется верёвка длиной около 150 см. Её нужно связать в круг. Один из игроков продевает в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвобождает пальцы и ещё раз обкручивает верёвочкой каждую ладонь. Дальше можно плести фигуры. Учебники по верёвочным играм предлагают забавы для одного человека и более сложные – для двоих участников. Очень интересно соотносить получившийся узор с его названием. У каждой фигуры есть своё «имя»: «пальма», «японская бабочка», «столик для двоих», «кудряшка Сью».
Игры с верёвочками требуют концентрации, усидчивости, внимания. Они оказывают терапевтический эффект на человека. Неудивительно, что этими забавами занимались не только дети, но и взрослые.
Любители игр с верёвочкой объединены в мире в международную ассоциацию International String Figure Association. Она была создана в 1978 году японским математиком Хироши Ногучи и английским миссионером Филопом Нобелем. Её главная задача – сбор, хранение и распространение верёвочных игр.
Сергей Афонькин, автор книги «Игры с верёвочкой»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку