"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Колесо истории
Опыт создания игротеки на основе собственных авторских дидактических игр по краеведческому материалу для старших дошкольников
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые строили наш город, прославляли его. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ и родителей наших воспитанников.
Выражение «учимся, играя» является для меня главным и актуальным девизом профессиональной деятельности. Так воплотилась в жизнь идея создания игротеки «Колесо истории» – авторские дидактические игры, разработанные и выполненные лично мною.
Практика нашей работы показала результат формирования у детей не только определённых знаний, положительных чувств и эмоций, но и, что очень важно, стремление к деятельности.
Опираясь на опыт своей работы, могу заявить:
Материалы: оформленные карты с подборкой достопримечательностей города и области к каждой букве алфавита.
Материалы: игровые поля, на которых закодировано слово. (Для возможности многократного применения на игровых полях предусмотрены съёмные бумажные полоски для записывания ответов при решении примеров.)
Правила игры: нужно угадать, какое слово закодировано. Чтобы прочесть слово, необходимо вписать буквы в клеточки в определённом порядке, а для этого сначала решить пример. Цифра ответа укажет на соответствующую букву на игровом поле. Правильно решив все примеры и вписав соответствующие буквы, ты прочтёшь закодированное слово. Прочитав слово, подбери картинку и расположи её на игровом поле.
Материалы: четыре игровых поля, два одинаковых набора фотографий достопримечательностей города (один набор наклеен на игровые поля, другой набор у ведущего игры).
Правила игры: игра строится по типу лото, кто быстрее закроет своё игровое поле карточками. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игрок, получив картинку, должен охарактеризовать изображённую достопримечательность.
Материалы: деревянная рамочка, фиксирующая вязаное полотно; набор шнурков разного цвета; набор разнообразных картинок, отражающих исторические и культурные события нашего города (город-крепость, старинная одежда, старинная посуда, игрушки, современный город, атрибуты современной жизни). На оборотной стороне картинок приклеены липкая лента для ткани и пуговицы для удобства крепления съёмных картинок на полотне.
Правила игры: на полотно крепятся картинки. Ребёнок должен установить соответствие между картинками, прошнуровав дорожки. Возможны разнообразные варианты игр на классификацию, группировку и установление взаимосвязей.
Материалы: игровые поля с изображением букв, которые нужно соединить между собой, двигаясь последовательно по линии от заданного направления (ключика) и прочитать слово.
Правила игры: ребёнок должен прочитать название улицы, двигаясь по стрелочкам от ключика. Сначала провести «дорожку» можно пальчиком, затем – только глазами.
Материалы: несколько кубиков среднего размера со сгруппированными иллюстрациями по темам: «Воронеж литературный» – фотографии памятников известных поэтов и писателей воронежской земли; «Воронеж исторический» – фотографии, отображающие различные исторические периоды в развитии нашего города; «Красоты Воронежской земли» – фотографии интереснейших мест воронежской области; «Современный город» – фотографии известных достопримечательностей Воронежа.
Правила игры: произвольно бросается куб. По выпавшей на грани куба картинке необходимо составить короткий описательный рассказ.
Материал: наборы кубиков с изображением Воронежа на оклеенных гранях (виды современного города, различных исторических этапов).
Правила игры: нужно собрать из частей целое изображение, опираясь на иллюстрацию-образец. Рассказать о том месте, что изображено.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые строили наш город, прославляли его. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ и родителей наших воспитанников.
Выражение «учимся, играя» является для меня главным и актуальным девизом профессиональной деятельности. Так воплотилась в жизнь идея создания игротеки «Колесо истории» – авторские дидактические игры, разработанные и выполненные лично мною.
Практика нашей работы показала результат формирования у детей не только определённых знаний, положительных чувств и эмоций, но и, что очень важно, стремление к деятельности.
Опираясь на опыт своей работы, могу заявить:
- подобную игротеку можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений;
- её создание не требует значительных материальных затрат, к реализации активно подключаются семьи воспитанников;
- краеведческая информация, например, сведения о городе, знаменитых жителях Воронежа, интересны не только детям, но и взрослым;
- деятельность в игротеке способствует расширению кругозора, формирует патриотические чувства и любовь к Родине.
Дидактическая игра «Азбука города»
Задачи: расширять знания и представления детей о родном городе, их словарный запас; закреплять знание букв; развивать наблюдательность, внимание, память.Материалы: оформленные карты с подборкой достопримечательностей города и области к каждой букве алфавита.
Дидактическая игра «Закодированное слово»
Задачи: закреплять представления о достопримечательностях города Воронежа; развивать внимание, память, речь детей; закреплять умение производить простые арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10-ти; учить решать логические задачи; совершенствовать навыки чтения.Материалы: игровые поля, на которых закодировано слово. (Для возможности многократного применения на игровых полях предусмотрены съёмные бумажные полоски для записывания ответов при решении примеров.)
Правила игры: нужно угадать, какое слово закодировано. Чтобы прочесть слово, необходимо вписать буквы в клеточки в определённом порядке, а для этого сначала решить пример. Цифра ответа укажет на соответствующую букву на игровом поле. Правильно решив все примеры и вписав соответствующие буквы, ты прочтёшь закодированное слово. Прочитав слово, подбери картинку и расположи её на игровом поле.
Лото «Путешествие по родному городу»
Задачи: знакомить детей с достопримечательностями города Воронежа; развивать внимание, память, наблюдательность, речь.Материалы: четыре игровых поля, два одинаковых набора фотографий достопримечательностей города (один набор наклеен на игровые поля, другой набор у ведущего игры).
Правила игры: игра строится по типу лото, кто быстрее закроет своё игровое поле карточками. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игрок, получив картинку, должен охарактеризовать изображённую достопримечательность.
Дидактическая игра «Шнуровки»
Задачи: закреплять и обогащать знания детей о родном городе, его традициях; развивать мелкую моторику рук, мышление, речь, воображение, усидчивость и глазомер; учить детей находить соответствия между картинками, самостоятельно создавать различные варианты игры.Материалы: деревянная рамочка, фиксирующая вязаное полотно; набор шнурков разного цвета; набор разнообразных картинок, отражающих исторические и культурные события нашего города (город-крепость, старинная одежда, старинная посуда, игрушки, современный город, атрибуты современной жизни). На оборотной стороне картинок приклеены липкая лента для ткани и пуговицы для удобства крепления съёмных картинок на полотне.
Правила игры: на полотно крепятся картинки. Ребёнок должен установить соответствие между картинками, прошнуровав дорожки. Возможны разнообразные варианты игр на классификацию, группировку и установление взаимосвязей.
Ребусы «Спрятанная улица»
Задачи: развивать внимание; совершенствовать навыки слогового чтения и зрительной координации.Материалы: игровые поля с изображением букв, которые нужно соединить между собой, двигаясь последовательно по линии от заданного направления (ключика) и прочитать слово.
Правила игры: ребёнок должен прочитать название улицы, двигаясь по стрелочкам от ключика. Сначала провести «дорожку» можно пальчиком, затем – только глазами.
Дидактический куб
Задачи: расширять представления детей о Воронежском крае; совершенствовать умение составлять короткие описательные рассказы по картинке; развивать монологическую речь, память, внимание, моторику рук.Материалы: несколько кубиков среднего размера со сгруппированными иллюстрациями по темам: «Воронеж литературный» – фотографии памятников известных поэтов и писателей воронежской земли; «Воронеж исторический» – фотографии, отображающие различные исторические периоды в развитии нашего города; «Красоты Воронежской земли» – фотографии интереснейших мест воронежской области; «Современный город» – фотографии известных достопримечательностей Воронежа.
Правила игры: произвольно бросается куб. По выпавшей на грани куба картинке необходимо составить короткий описательный рассказ.
Кубики «Сложи картинку»
Задачи: закреплять знания детей о родном городе; продолжать знакомить с понятиями «часть» и «целое», тренировать память и внимание, учить обобщению.Материал: наборы кубиков с изображением Воронежа на оклеенных гранях (виды современного города, различных исторических этапов).
Правила игры: нужно собрать из частей целое изображение, опираясь на иллюстрацию-образец. Рассказать о том месте, что изображено.
Елена Медведева, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с №123, г.Воронеж
Рекомендуем почитать
- У развилки трёх дорог или Ох уж эти цифры!
- Свойства предметов
- Куклы Ивановской фабрики игрушек
- Елена Максимова: «Я могла часами играть одна, строить домики»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку