"Игры и Игрушки" №3-2023
Когда игрушка – причина раздора между детьми
В семьях, где появляется младший ребёнок, нередко встречается ревность старшего. Ревность может проявляться совсем незаметно для родителей. Чтобы в дальнейшем семья не столкнулась с проблемами, взрослым стоит с самого начала выстраивать правильные отношения между детьми. Самой частой причиной раздоров, помимо конкуренции за родительское внимание, являются ссоры и борьба за игрушки. Дети не обладают социальным опытом, а период детства – время становления характера. Иногда родители ведут себя с детьми неправильно от недостатка знаний в области воспитания малышей. Стоит ли портить ранимую детскую самооценку и формировать негативное отношение к окружающему миру из-за игрушек?
Ошибочные действия взрослых:
- Родителям не рекомендуется отдавать игрушки младшему из детей. Поступая так, младший будет думать, что его персона более значима и, рано или поздно, начнёт этим пользоваться. У старшего в этом случае сформируется чувство несправедливости и обида. В дальнейшем он будет «мстить» младшему тайком от родителей. Взрослым необходимо прививать чувство сплочённости и дружбы, чтобы старший отдал игрушку младшему не потому, что его заставили, а потому, что он сам этого захотел.
- Не стоит вмешиваться при каждом недопонимании между детьми. Ребятишки должны учиться договариваться самостоятельно, их отношения формируется в семье. В этом случае полезно читать детям поучительные сказки и повести, которые учат порядочности, дружбе, прививают нравственные ценности. Стоит чаще беседовать с детьми, спрашивать их мнение о прочитанном, выясняя их отношение к поступкам героев литературного произведения.
- Нельзя во время ссоры детей занимать сторону одного из них. Такое поведение родителя пагубно влияет на самооценку каждого из конфликтующих сторон. Родителю нужно провести беседу, разобрать с детьми произошедшую ситуацию, помирить их.
- Не нужно наказывать обоих детей, таким образом конкуренция между ними и конфликт только усугубятся. Стоит покупать детям одинаковые игрушки, чтобы каждый понимал, что одинаково значим для родителя.
Рекомендации родителям:
- Зонирование игрового пространства. Каждый из детей должен иметь для игры своё личное пространство. Это легко организовать, независимо от габаритов жилой площади. Даже небольшой коврик для каждого из детей поможет детям играть на своих местах, не мешая друг другу.
- Разделение игрушек. У каждого ребёнка должны быть свои игрушки, которые он будет содержать в порядке. Например, в небольшом ящике или коробке для игрушек и личных вещей, рядом с собственной игровой зоной.
Если некоторые игрушки куплены для двоих, стоит вводить несложные правила для поддержания порядка. Дети привыкают к ним в течение двух недель. Для спокойной атмосферы дома, не стоит жалеть на это времени.
Итак, примерные правила:
- когда один из детей играет с общей игрушкой, второй занимается чем-то другим, либо начинает игру с другой «общей игрушкой», главное – не беспокоить первого;
- брать игрушки друг у друга можно только спросив разрешения и получив его;
- взяв игрушку, после завершения игры ребёнок должен самостоятельно убрать её на место;
- категорически запрещается наносить вред друг другу – драться, кусаться, щипаться, царапаться, запрещается также портить игрушки.
Правила можно корректировать, в зависимости от отношений и обстановки в семье. Обговорите это с детьми и убедитесь, что они услышали и всё поняли. Спокойно и уверенно напоминайте детям о введённых правилах столько раз, сколько это необходимо, не реагируя на обиды и негативные эмоции, если они возникают.
Стоит вводить такое понятие как «переговоры», чтобы дети учились самостоятельно решать недопонимания между ними. Обязательно объясните, что правила и переговоры нужны для того, чтоб дети жили мирно, а не для того, чтобы ссориться ещё больше. Родитель может вмешаться в выяснения отношений только в случае назревающего конфликта или нарушения правил.
Взрослому необходимо научить детей руководствоваться словами, а не силой и эмоциями. Этот навык будет полезен ребёнку во многих сферах жизни. Детям важно понимать, что всегда можно договориться друг с другом, а любое недопонимание нужно решать разумно.
Взрослый является примером для своих детей. Дети не всегда хотят, чтобы вторгались в их личное пространство, поэтому стоит вежливо спрашивать, прежде чем брать личные вещи ребёнка. В общении между детьми должно быть умение договариваться, уважительно относиться друг к другу и быть готовыми прийти на помощь и поддержать. Рано или поздно, в процессе такого соприкосновения друг с другом, дети не заметят, как перейдут к совместной и дружной игре. А навык находить выход из конфликтных ситуаций пригодится не только в семье, но и за её пределами.
Ирина Гусарова, ст. воспитатель ГБОУ
Школа № 2044 ДО №4, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Воспитательные возможности книги
- Играем с пирамидками
- Светоактивные футболки с яркими принтами! или «Комбо-Лето»
- Рисовалки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии