"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Кладоискатели, строители, спасатели
Как известно, основным элементом интеллектуальных способностей является логическое и творческое мышление. Данные качества наиболее успешно развиваются в процессе осуществления основных логических действий в играх и упражнениях с логическими блоками Дьеныша. Начинать знакомить детей с Блоками Дьенеша нужно с 3-х лет и старше. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! Пособие состоит из 48 объёмных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нём не повторяется. Все блоки отличаются между собой по четырём свойствам: форма, цвет, размер, толщина. В процессе игры дети выполняют разнообразные действия: разбиение, выкладывание по правилам, перестроение и другие. Играя, кодируют и декодируют информацию, что способствует развитию воображения, креативного мышления и дальнейшей успешной учёбе в школе. Со старшими дошкольниками можно поиграть в кладоискателей. Нам понадобится набор логических блоков Дьенеша и альбом «Поиск затонувшего клада». В трюме корабля найден сундук с камнями разной формы, цвета, размера и толщины. Свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить арифметические примеры и с помощью правильного ответа найти и описать свойства камней (форму, цвет, толщину и размер).
Игра «Выкладываем дорожки»
Данную игру можно провести в виде соревнования (используется альбом «Праздник в стране блоков») предварительно разделив детей на две команды. Победителем становится тот, кто быстрее выложит дорожку (для одной команды – толстые блоки, для другой – тонкие). Предложенные схемы-примеры подскажут, какие именно плитки (фигуры) надо выбрать для дорожки. В схемах со знаками-символами хорошо видно, что каждое свойство имеет свой «домик». Всего в дорожке будет 12 плиток: их форма закодирована в первом столбике схемы, размер – во втором, цвет – в третьем. Ведущий вначале сам выступает в роли строителя и показывает по схеме, как найти и описать нужную плитку.Игра «Сколько?»
Цель игры: развивать умения задавать вопросы и развивать выделять свойства.Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос команда получает фишку. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и так далее.
Дидактическая игра «Художники»
Материал: «эскизы картин» – листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.Цель игры: развивать умения анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам; развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребёнок возьмёт дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: учить детей классифицировать блоки по двум-трём признакам: цвету, форме; цвету-форме-размеру.Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры
Воспитатель предлагает выстроить в весёлый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берётся любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Найди клад»
Задачи: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине; развивать мышление.Материал: набор блоков Дьенеша.
Описание: Выкладываем перед ребёнком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку). Ребёнок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Примеры вопросов: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Клад под красным блоком?» – «Нет». Ребёнок делает вывод, что клад под жёлтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребёнок, а воспитатель задаёт наводящие вопросы. Затем играть могут дети, соревнуясь в нахождении клада.
Тренировочная игра «Давайте познакомимся»
Описание: Ребёнок берёт любой блок и рассказывает о его свойствах, например, «Я – красный прямоугольный, большой, толстый».Второй вариант игры: один ребёнок рассказывает о свойствах блока, а другой – отгадывает и приносит блок, обладающий этими свойствами.
После таких тренировочных игр можно оказать помощь героям стихов А. Барто, а заодно освоить декодирование (по знакам-символам выбрать нужные блоки). В работе используем иллюстрации из альбома «Спасатели приходят на помощь». Можно «починить грузовик» или отвести продрогшего зайку домой, выложив их из блоков по знакам-символам. При этом используются сразу все четыре свойства блоков. Применение блоков Дьенеша в работе по развитию речи, формированию логического мышления и базовых математических представлений поможет достичь высоких результатов и сделает занятия увлекательными.
Б.Б. Финкельштейн, старший преподаватель
кафедры психологии и педагогики детства
Ленинградского областного института развития образования
Рекомендуем почитать
- Эмоции под контроль!
- Музей Megabricks - самый большой частный музей LEGO в России
- Живая раскраска Magic Book
- Игрушечное оружие. Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии