"Игры и Игрушки" №4-2023
Как выучить стихотворение с ребёнком на утренник?
Вопросов много, но и способов учить тоже много. Ученые доказали, что мозг человека, как и мышцы, требует постоянной тренировки. Это значит, что, если не учить стихи, или какие-либо тексты, клетки мозга расслабляются и перестают трудиться, следствием чего является плохая память. Поэтому, чтобы развить у ребёнка способность учить стихотворения, нужно уже с раннего возраста приниматься за дело. Вот несколько способов, как и что необходимо делать для того, чтобы избежать проблем с заучиванием стихотворений.
Повторение слов в стихах
Чтобы хорошо и легко запоминать стихотворения, уже с раннего возраста нужно читать детям стихи и просить в ответ их повторять. Как правило, малыши повторяют последнее слово в строке, то слово, которое рифмуется с последующим конечным словом в другой строке.Я люблю свою ЛОШАДКУ
Причешу ей шёрстку ГЛАДКО
Хорошо запоминаются стихи А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского. Они написаны с хорошим ритмом, рифмой и простым логическим смыслом, можно легко догадаться, какое слово следует произнести. Таким образом, вы прививаете ребёнку технику заучивания и повторения фраз. Ведь когда мы учим что-либо, то многократно повторяем. Вот и ребёнок со временем привыкнет и будет легко запоминать стихотворные строчки.
Подобрать стих без сложных звуков
Если малыш плохо говорит, ничего страшного, не заостряйте внимание на неправильных словах или звуках, но это только в возрасте до 5-и лет. До этого возраста нужно аккуратно подбирать стихи. Если у ребёнка сложность с какими-то звуками, и он их услышит в стихотворении, то может нарушиться процесс заучивания. Нужно сказать об этом воспитателю или логопеду в детском саду и вам подберут стихотворение без сложных звуков.Запоминать стихи с ритмом
Стихи для детей, как правило, имеют свой ритмический рисунок. Соответственно, при заучивании стихотворения можно его прохлопать, протопать, имитировать какие-либо движения. На бумаге можно нарисовать схему, когда хлопать/топать. Например: квадратик – хлопаем, прямоугольник – кладём руки на парту/стол (или топаем) и так далее.Мнемотехника
Используйте систему запоминания стихотворений с помощью картинок или зарисовки прочитанного. Есть стихотворения с готовыми карточкам-картинками для заучивания. Но ребёнку бывает сложно запомнить картинку, которую рисовал не он. Поэтому, можно самим делать зарисовки на каждое слово в стихотворении. Процесс творческий, коллективный, иной раз очень весёлый. Таким образом, ребёнок уже во время самого процесса запомнит половину стихотворения. А далее останется дело за малым – многократно повторить, проговорить сначала с картинками, а потом без них.Визуализация
Представлять мысленно картины, происходящие в стихотворении. Данный вариант больше подходит детям школьного возраста. А дошкольникам лучше воспользоваться мнемотехникой и визуализировать все сцены стихотворения на бумаге.Кукольный спектакль
Если есть герои стихотворения в виде кукол, игрушек, фигурок из конструкторов, можно разыграть представление. Таким образом визуализировать его не на бумаге, а в игре.Многократное повторение стихотворения
Здесь речь не о зубрёжке, а о заучивании по определённой схеме. Например,1 день – утром и вечером
2 день – утром 2 раза и вечером 2 раза
3 день – только утром
4 день – только вечером
5 день – перерыв
6 день – вспомнили вечером
7 день – вспомнили утром
На самом деле схема может быть индивидуальной, ведь для каждого ребёнка существует свой ритм, своё восприятие смысла стихотворения и свой темп заучивания. Можно учить 2 дня подряд, причём в день повторять стих несколько раз, а на третий день сделать перерыв. В 4 и 5 день опять усиленное повторение, на 6 день – перерыв.
К многократному повторению можно отнести аудиозапись собственного голоса или голоса родителя, включать и слушать. Сейчас многие актёры стали записывать аудио стихотворений с видеорядом, что заменяет нам и мнемотехнику, и визуальную технику и собственное аудио.
Зеркало
После использования различных техник запоминания, нужно хорошо проработать стих перед зеркалом. Особенно это полезно тем, кто выступает на утреннике или рассказывает стихотворение в классе, перед публикой. Сидя дома на диване всё хорошо получается и помнится, а как только ребёнок подходит к Деду Морозу или выходит на сцену, в классе перед учителем и учениками, пропадает и память, и желание что-либо рассказывать. Поэтому, перед зеркалом можно рассказывать и по стойке смирно, и кривляясь, и активно артикулируя.Самое главное – это настойчивость и вера в успех, не опускать руки, если не получилось с первого раза выучить стих. Пробуйте разные техники заучивания, делайте это ежедневно и всё получится!
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школа №460 г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии