"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Как увлечь «Любознаек»?
Наши воспитанники любят играть в разные сюжетные игры, поэтому для нас было значимо спроектировать такую среду, в которой они могут удовлетворить самые разные интересы. Вариативность среды реализована в зонировании пространства: выделена зона спокойных игр и занятий, сюжетных игр, настольных игр и творчества, подвижных игр.
В зоне спокойных занятий расположен книжный уголок, деревянные наборы сказочных героев, мини-музей, где представлены русские народные традиции. Домики дети раскрашивали сами и поэтому очень любят придумывать с ними новые сюжеты.
Зона сюжетных игр – занимает большую часть пространства и включает самое разное игровое оборудование. Особо значимое место для наших воспитанников – театральный центр. Он оформлен в виде сцены с занавесом. Здесь дети обыгрывают любимые сказки, выступают с концертами перед друзьями, а также превращают это пространство в комнату для сюжетных игр или уголок уединения с возможностью побыть в одиночестве и почитать любимую книгу. В группе приняты правила и дети знают: когда шторы закрыты, это уголок уединения и беспокоить уединившегося ребенка не нужно. Когда шторы открыты – можно готовить представление! Все наряды уголка ряжения хранятся в специальном сундуке, как театральный реквизит. Дети их часто используют в играх и особенно любят различные ткани, предметы одежды, из которых можно создавать образ самим.
И мальчикам, и девочкам нравится играть с крупными деталями конструктора из мягких материалов. Готовые постройки дети включают в сюжетные игры: дом для игры в «семью», дорогу и мастерские для игры в «гараж». Бывает здесь и зоопарк, и аэропорт, а иногда все постройки объединяются в единое целое, и получается большой мегаполис. Такие игры длятся неделями, постройки сохраняются, совершенствуются, трансформируются. Расположение строительно-конструкторского центра позволяет оставить свои постройки и вернуться к ним, когда будет доработан замысел. Здесь представлена и коллекция разных видов транспорта, круглый стол в виде дорожной развязки, железная и автомобильная дороги, аэропорт, где дети обыгрывают различные дорожные ситуации.
Для нас особенно значимо, что дошкольники развивают сюжет игры и с помощью природного материала, который собирают во время домашних прогулок. У детей свободном доступе каштаны, желуди, шишки, морские раковины, камни.
Девочки отдают предпочтение играм, связанным с домом, семьей. Накрывают стол к обеду, ходят в магазин за продуктами, лечат больных животных в ветеринарной клинике. Для угощения гостей есть разнообразные продукты питания и красивая посуда для сервировки стола. Гладильная доска с утюгом, плита и микроволновая печь незаменимы в игровом уголке.
В нашей группе есть большой кукольный домик – в полный рост ребенка, трехэтажный, с комплектом мебели. Это позволяет обустраивать пространство каждой комнаты или менять его по ситуации, придумывать и обыгрывать разные повороты сюжета.
В зоне настольных игр и творчества дети особенно любят коробку форм и выкладывают фигуры по собственному замыслу, с интересом играют в сенсорные игры. В этой зоне всегда кто-то рисует, лепит, вырезает, клеит. Особенно это актуально перед праздниками. У каждого ребёнка есть свой ящичек, в котором хранятся альбом, ножницы, пенал с карандашами. Ребята самостоятельно следят за порядком.
У нас имеется большая коллекция настольно-печатных игр, которой дети посвящают значимое количество времени. Это и пазлы, и домино, и разные серии лото, особенно любимы деревянные. Дети отмечают их приятный запах. Если есть возможность выбрать между мозаикой и шнуровкой, выбор будет сделан в пользу второй (например, «Сделай бусы», «Вышей цифру»).
Для подвижных игр мы задействуем спальню. Это позволяет детям в полной мере разворачивать свой замысел, не препятствуя игре своих друзей. Во что играем, если хотим подвигаться? «Боулинг», «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется раз», «Не замочи ноги», «Прятки». А когда дети разыграются, мы играем в игру «Всех собрал парашют». Она отлично подходит, если нужно собраться всем вместе, помирить поспоривших.
Комментарий руководителя: в детском саду есть традиция – в конце года обмениваться игрушками, если они понравились воспитанникам другой группы или уже не актуальны для этой. Игрушки для обмена выносятся в общую зону: так складывается определённое количество свободного игрового оборудования, и дети с воспитателем могут подобрать в свою группу что-то новое. Например, воспитанники группы «Любознайки» заинтересовались мультипеском, который дает богатые возможности для строительства. В будущем году мультипесок перейдёт к ним в группу.
Также мы тщательно следим за тем, почему та или иная игрушка не нашла своего применения в играх детей. У нас есть несколько поставщиков, которые запрашивают обратную связь и учитывают наши пожелания.
Мы смогли опытным путём определить, какая мебель лучше всего подходит для игровых зон и хранения конструктора, какие боксы будут более долговечны, какие наборы инструментов наиболее оптимальны для мальчиков и какая одежда необходима куклам девочек, чтобы соответствовать смене сезонов.
Я всегда прислушиваюсь к пожеланиям воспитателей относительно игрового оборудования: они находятся с детьми во время игр и видят, чего не хватает для развития сюжета или как лучше обустроить ту или иную зону для игры.
Именно так в группе «Любознайки» появился театральный центр: педагоги заметили, что дети любят создавать укрытия с помощью различных тканей и любят театр. В процессе нашего совместного обсуждения родилась идея сделать такой шатёр, который позволит объединить эти интересы в одном пространстве – уголок уединения, театр и даже цирк.
Сысолятина Елена, воспитатель
Лебедева Анна, воспитатель
Лариса Воробьёва, зам. директора по ДО
д/с АНО «Павловская гимназия»,
дер. Веледниково, Московская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии