"Игры и Игрушки" №4-2015
Как издать игру?
Всё, что вы хотели знать об издании игры, но стеснялись спросить!
Желание разработать собственную настолку рано или поздно приходит к большинству любителей настольных игр. Чаще всего этим желанием дело и ограничивается. Впрочем, если желание достаточно велико, то при определённой усидчивости впол-не реально сделать настолку, в которую вы сможете играть с семьёй или друзьями. Будем откровенны: шансы зарабатывать на жизнь придумыванием на-стольных игр или даже просто опубликовать своё детище коммерческим тиражом в России не очень высоки. Впрочем, попытаться заинтересовать своей игрой кого-нибудь из издателей всё равно стоит. А в случае отказа вы можете разместить материалы для игры в Интернете, подарив немало приятных часов игрокам-единомышленникам.Путь настольной игры от идеи до мировой популярности можно разделить на несколько этапов.
- Разработка концепции.
- Изготовление прототипа и тестирование.
- Художественное оформление, прописывание текстов.
- Дизайн игровых элементов, вёрстка и печать.
- Распространение игры.
- Мероприятия по продвижению, сбор отзывов, поддержка игроков.
Создавать концепцию игры вы можете как угодно. Одни отталкиваются от темы, придумывая настолку по любимой книге. Другие просчитывают математическую модель, а потом уже решают, о чём будет их игра. Третьи начинают усовершенствовать любимую настолку и постепенно придумывают что-то совершенно не похожее на первоисточник. Главное на этом этапе — записывать все идеи, которые приходят вам в голову, даже те, которые кажутся вам неудачными. Они наверняка пригодятся во время тестирования или могут лечь в основу других ваших игр.
При изготовлении прототипа вам потребуются хотя бы базовые навыки работы в графических редакторах. Конечно, можно расчертить поле на листе ватмана, а текст на картах писать от руки, но тестировать такую игру будет не так удобно, да и исправление ошибок займёт в разы больше времени. Распечатать игровые элементы можно на бытовом принтере или в киоске цифровой фотопечати.
Несколько советов по печати карт и игровых полейв мини-типографиях можно найти на сайте www.boardgamer.ru. Чтобы упростить и ускорить создание прототипа, позаимствуйте фишки, жетоны, карточки ресурсов и другие подобные компоненты из других игр вашей коллекции. Как вариант, можно приобрести похожую по комплектации настольную игру и переделать её полностью.
Что нужно сделать до того, как выслать игру издателю?
- Очень желательно разбираться в мире настольных игр, понимать механики, тенденции и популярность разных жанров. Чтобы не создать то, что уже давно живёт и здравствует или, наоборот, не пошло и забыто.
- Сделать прототип и поиграть в него десятки раз, желательно в разных компаниях, всем допустимыми для игры количеством участников.
- Сделать презентационный пакет по игре, который бы включал:
- краткую презентацию / описание игры (обязательно);
- состав игры (обязательно);
- прокси игровых компонентов (обязательно);
- примеры игровых иллюстраций и общее оформление игры (желательно);
- полные правила игры (желательно).
- Желательно, но не обязательно, сделать арт для игры — его можно или заказать за деньги, или взять «в долю» художника / дизайнера, которому данный проект тоже был бы интересен. Если такое сделать не получится, используйте временно графику / иллюстрации, найденные в Сети.
Что должно быть в презентации игры?
- О чём эта игра? Чем предстоит заняться игрокам? В чём её особенность и наиболее привлекательные и интересные элементы? Игровой сеттинг и атмосфера?
- Характеристики игры — время на игру, количество участников (возможное и оптимальное), возраст, целевая аудитория.
- На что игра похожа из существующих игр, почему она будет востребована среди аналогичных игр.
- Подробный состав игровых компонентов, необходимое количество иллюстраций и дизайн-элементов (если арт уже есть — его необходимо показать).
- Кратко об авторе игры или команде, кто её делает.
Как я могу защитить свою идею?
- Это невозможно. Механику игры защитить практически не реально. Присланные тексты недобросовестный издатель может переписать другими словами. Единственное, что может быть защищено — это арт игры (автоматически охраняется законом об авторском праве) и её название (если не жалко инвестировать деньги в проведение поиска по зарегистрированным торговым маркам и подачу заявки на его регистрацию).
- Никто из издателей не будет с вами предварительно подписывать никаких «соглашений о не разглашении», можно даже не пытаться.
- Шансы, что издатели у вас украдут идею и издадут игру самостоятельно, стремятся к нулю. Я про такой случай в России ещё не слышал. Причины: существующие издатели порядочны и дорожат своей репутацией, плюс проще работать с автором игры, кто её хорошо знает, тестировал и может внести быстро изменения, если таковые потребуются.
Какой мне закладывать бюджет на разработку игры, если я хочу сделать это сам и представить издателю проект, готовый для предпечатной подготовки?
- Ваше время и время ваших друзей — больше всего усилий и времени уйдёт на тестирование и доводку, к этому надо быть готовым. Но если игра интересна, издатель может взять финальный тюнинг и тестирование игры на себя.
- Иллюстрации: от 400 руб. до 400 долларов за картинку. Если нет знакомых, можно попробовать freelance.ru или illustrators.ru. Вам необходимо предварительно составить подробное техзадание.
- Дизайн: от 500 до 5000 долларов за фирменный стиль игры и всех её компонентов. Обычно делается после иллюстраций, чтобы их органично вписать. Поиск исполнителя — аналогично freelance.ru. И Вам необходимо предварительно составить подробное техзадание.
- Копирайтинг и редактура — если вы не сможете сделать это самостоятельно. Как правило, сильно уступает по цене предыдущим пунктам.
Сколько игр может быть продано и по какой цене?
- В России хорошим тиражом считается от 3000 экземпляров игры в год, в этом случае, как правило, тиражи допечатываются, выпускаются дополнения и так далее. Тиражи наиболее популярных игр продаются в России в количестве более 50 000 штук в год, но это большой успех.
- Первый тираж, который сделает издатель, скорее всего, будет в диапазоне 500-1000 штук.
- Розничная цена на игру формируется примерно следующим образом. Стоимость производства: 150 руб. Оптовая цена: 300 руб. Розничная цена: 600 рублей. То есть в среднем удваивается на каждом этапе. Для отечественной игры очень желательно не поднимать розничную стоимость выше 1000 рублей.
- Если вы предоставили игру полностью готовой к печати, вы можете рассчитывать на роялти в размере до 10% от оптовой цены игры. И не забывайте, что вам придётся конкурировать за предпочтение издателя с сотнями западных разработчиков, у которых есть уже готовые и проверенные рынком игры.
- Жить исключительно на доходы от издания собственных игровых идей, скорее всего, не получится, если только вы не настолько удачливы или плодовиты и талантливы, что вас возьмут штатным гейм-дизайнером.
- Попробуйте поговорить ещё с разработчиками игр под iOS и Android — возможно, ваша идея хорошо заиграет и в цифровом формате. Но это тема для отдельной статьи.
- Как правило, издатель в обмен на роялти хочет получить исключительные права на весь мир и возможность изменять игру по своему усмотрению. Это предмет переговоров, и вы можете на это не согласиться, но тем самым понизите привлекательность работы с вами.
Куда писать, кто у нас издатели?
История знает немало примеров, когда первый тираж настолки выпускался за счёт разработчика: «Монополия», Yahtzee, многочисленные военные игры. Да и сейчас в России это самый верный способ издать настольную игру — и такой же верный способ остаться в конце концов с нераспроданным тиражом. Но прежде чем вкладывать свои деньги, попробуйте заинтересовать своей разработкой издателей, благо их не так уж и много. Тех, кто не декларирует, а реально может издать ваши игры, считанные единицы:«Hobby World»
Кейсы: «Счастливая ферма» (Александр Невский и Олег Медведь), «Коза Ностра» и «Правила съёма» (Сергей Голубкин). Сильная сторона — собственное, самое продвинутое производство и крупнейшая дилерская сеть.
Контактное лицо: Николай Пегасов,nikolay@mhob.ru.
«Магеллан» («Мосигра»)
Кейсы: «Знаменосец» (Максим Трофименко и Эльман Гасими), «Рубеж. Брестская крепость» (Александр Нужнов),«Мой любимый Франкенштейн» (Андрей Колупаев) и «Зоомагия» (Юрий Журавлёв»). Сильная сторона — собственное производство и собственная самая большая розничная сеть.
Контакты: www.mglan.ru/ru/contacts
«Игрология»
Кейсы: «Эра Водолея», «Септикон», «За пятью печатями», «Кошмариум».Сильная сторона — активная работа по улучшению игры, арт и дизайн, прекрасные отношения сразу с двумя крупнейшими каналами продаж, «Миром Хобби» и «Мосигрой».
Контактное лицо: Тимофей Бокарёв, info@igrology.ru.
«Правильные игры»
Кейсы: «Эволюция» (Дмитрий Кнорре), «Ундервуд» (Александр Гаген-Торн), «Гобба. ПереВыборы в Большой Гоббе» (Антон Лозовский), «Зомби! Спасайся кто может!» и «Синоби. Война кланов» (Данила Горюнов). Сильная сторона — активный PR изданных игр, продвижение российских настолок на мировой рынок. Контактное лицо: Иван Туловский rightgames@inbox.ru.
Как обойтись без издателя, и что такое краудфандинг?
Краудфандинговые площадки – это сервисы которые позволяют автору разместить описание своего проекта, а людям, которым понравился проект, переводить свои денежные средства в обмен на предусмотренные наградыв виде сувениров или конечного продукта. Можно считать это своеобразным видом предварительного заказа.«Кикстартер» — самая популярная в мире краудфандинговая площадка. Кейсы: Berserk: War of Realms ($57k), Septikon: Uranium Wars ($26k), Hollywood: Make your own Blockbuster($40k). К сожалению, «Кикстартер» работает только с гражданами США. Подробнее о настольных играх на «Кикстартере» можно прочитать в статье Влада Чопорова ««Кикстартер» и настольные игры».
Boomstarter и planeta.ru Это российские аналоги Кикстартера, но они пока не набрали нужной популярности. Кейсы: Только два проекта настольных игр пока перешагнули рубеж в 500 тыс. рублей, это «Свержение мутантов» и Древнеславянская настольная игра «Оберег».
Как попасть на Кикстартер?
В виду того, что Кикстартер является американской площадкой и разместить там проект могут авторы лишь нескольких стран, российские проекты должны иметь представителей в США. Именно так были запущены Берсерк, Септикон и Голливуд. А часть команды, работавшей над запуском этих игр открыла агентство Inventalist, которое помогает выводить и продвигать отечественные проекты на Кикстартере.
Автор: Иван Карманов
Источник: www.igrology.ru
Рекомендуем почитать
- Занимательные опыты
- Ута-гарута
- Мы празднуем We Celebrate!
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку