"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Использование средств мультипликации в преодолении ОНР
Система работы, целью которой является преодоление ОНР у детей дошкольного возраста на основе использования средств мультипликации
Современный ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, логично, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки. Проведение логопедического обследования в речевой группе МБДОУ № 279 показало, что большинство детей испытывают трудности при согласовании прилагательных с существительными, не владеют навыками образования множественного числа имён существительных, затрудняются в согласовании существительных с числительными, редко используют в речи слова — антонимы и синонимы.
В связи с этим, одной из приоритетных задач, явился поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания, внедрение в педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Мультипликация обладает развивающими возможностями, мощным и выразительным потенциалом. Именно через восприятие зрительных образов, благодаря целенаправленному, рассчитанному воздействию, дети легко и прочно усваивают модель правильной речи.
Были поставлены следующие задачи:
В качестве примера предлагаю конспект занятия «Путешествие к Снежной Королеве».
Обучающие задачи:
Материалы к занятию: мультфильм «Снежная Королева»; предметные картинки; картинки: с изображением дворца, спрятавшихся животных, фигур изо льда.
Логопед: Ребята, я приглашаю вас в царство Снежной Королевы. Чтобы попасть туда, нужно ответить, сколько месяцев в году.
Дети: В году 12 месяцев. (Проводится пальчиковая гимнастика «12 месяцев».)
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима (Демонстрируется слайд.)
Логопед: Наконец пришла зима (дети отводят руки в стороны),
Стали белыми дома (ставят руки в виде крыши над головой),
Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз),
Дворник улицу метёт (подметают),
Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперёд),
Пишем на катки круги (ставят руки за спину),
Ловко бегаем на лыжах (бегут)
И играем все в снежки (кидают «снежки»).
(Звучит сказочная музыка. На экране появляется замок Снежной Королевы).
Логопед: Ребята, мы с вами попали в царство Снежной Королевы. Вспомните, как зовут мальчика и девочку из этой сказки? (Появляется картинка Кая и Герды.)
Дети: Мальчика звали Кай, а девочку — Герда.
Логопед: Расскажите, пожалуйста, какие дети в этой сказке?
Дети: Дружные, добрые, отзывчивые.
Логопед: Что случилось с Каем?
Дети: Кая забрала в свое царство Снежная Королева. Герда отправилась на поиски Кая.
Логопед: Где побывала Герда?
Дети: Герда побывала у цветочницы, во дворце, у разбойников. До дворца Снежной Королевы ей помог добраться Северный олень. (Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Олень от усталости падает на снег и Герда продолжает свой путь одна.)
Логопед: Поможем Герде? Сейчас представьте, что вы олени.
Посмотрите, мы олени (дети скрещивают напряжённые руки над головой),
Рвётся ветер нам на встречу.
Ветер стих, расправим плечи (руки снова на колени). (Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Герда сквозь снежную бурю добирается до дворца Снежной Королевы.)
Логопед: В такую погоду все звери и птицы прячутся от холода. Ребята, посмотрите на картинку. Звери и птицы испугались Снежной Королевы и спрятались. Найдите животных и скажите, кто, где (за чем?) спрятался.
Дети: Ворона спряталась за кустом. Один зайчик спрятался за кустом. Другой зайчик спрятался за пеньком. Лиса спряталась за снеговиком. Сова спряталась за деревом. (Появляется картинка Замка Снежной Королевы.)
Логопед: Какое время года в царстве Снежной Королевы? (Зима.) Опишите погоду.
Дети: Погода снежная, морозная, студёная, холодная, метельная.
Логопед: Чем покрыта земля в королевстве Снежной королевы? (Снегом.) Опишите снег.
Дети: Снег белый, пушистый, серебристый, мягкий, сверкающий, искрящийся.
Логопед: Ребята, мы поможем Герде, если назовём слова-родственники к словам снег и лёд. (Игра проводится с мячом.)
Как называется девочка из снега? (Снегурочка.)
Человечек из снега? (Снеговик.)
Явление, когда идёт снег? (Снегопад.)
Зимующая птица? (Снегирь.)
Как ласково назвать снег? (Снежок.)
Как назвать ласково лёд? (Ледок.)
Логопед: Ребята, мы видим, какой дворец у Снежной Королевы в мультфильме. А у меня есть другой дворец Снежной королевы. Давайте рассмотрим и ответим на вопросы. Что находится в середине дворца? (Крыльцо и дверь.) Что — по бокам крыльца? (Перила.) Что справа и слева от крыльца? (Окна.) (Проводится беседа по картинке. Дети отвечают полными предложениями. Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Кай во дворце Снежной Королевы. После просмотра проводится игра «Узнай ледяную фигуру». Из льдинок нарисована картинка, дети должны узнать, кто изображён.)
Логопед: Ребята, давайте сравним Герду и Снежную Королеву.
Дети: Герда – добрая, отзывчивая, хорошая, весёлая. А Королева – суровая, строгая, холодная, красивая, гордая.
Логопед: Ребята, с какой сказкой мы сегодня продолжали знакомиться? Кто помог Герде искать Кая? Что помогло Герде найти Кая? Что учились делать на занятии? (Ответы детей.)
Современный ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, логично, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки. Проведение логопедического обследования в речевой группе МБДОУ № 279 показало, что большинство детей испытывают трудности при согласовании прилагательных с существительными, не владеют навыками образования множественного числа имён существительных, затрудняются в согласовании существительных с числительными, редко используют в речи слова — антонимы и синонимы.
В связи с этим, одной из приоритетных задач, явился поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания, внедрение в педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Мультипликация обладает развивающими возможностями, мощным и выразительным потенциалом. Именно через восприятие зрительных образов, благодаря целенаправленному, рассчитанному воздействию, дети легко и прочно усваивают модель правильной речи.
Были поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевое развитие через компьютеризацию педагогического процесса;
- разработать на базе видеотеки, занятия для преодоления лексико-грамматического недоразвития;
- вовлечь родителей в процесс формирования у детей зрительской культуры.
- научить понимать сюжет мультфильма; воспринимать юмор, красоту в созданных мультипликационных образах;
- использовать развивающие возможности мультипликации.
В качестве примера предлагаю конспект занятия «Путешествие к Снежной Королеве».
«Путешествие к Снежной Королеве»
Цель: развитие лексико-грамматического строя средствами мультипликации.Обучающие задачи:
- расширение словарного запаса;
- обогащение словаря антонимами и синонимами;
- подбор родственных слов;
- практическое употребление приставочных предлогов «за», «под», «над»;
- составление рассказа-описания с опорой на вопросы и картинку.
- развитие зрительного и пространственного восприятия, внимания;
- памяти;
- мыслительных процессов.
- воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения друг к другу.
Материалы к занятию: мультфильм «Снежная Королева»; предметные картинки; картинки: с изображением дворца, спрятавшихся животных, фигур изо льда.
Логопед: Ребята, я приглашаю вас в царство Снежной Королевы. Чтобы попасть туда, нужно ответить, сколько месяцев в году.
Дети: В году 12 месяцев. (Проводится пальчиковая гимнастика «12 месяцев».)
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима (Демонстрируется слайд.)
Логопед: Наконец пришла зима (дети отводят руки в стороны),
Стали белыми дома (ставят руки в виде крыши над головой),
Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз),
Дворник улицу метёт (подметают),
Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперёд),
Пишем на катки круги (ставят руки за спину),
Ловко бегаем на лыжах (бегут)
И играем все в снежки (кидают «снежки»).
(Звучит сказочная музыка. На экране появляется замок Снежной Королевы).
Логопед: Ребята, мы с вами попали в царство Снежной Королевы. Вспомните, как зовут мальчика и девочку из этой сказки? (Появляется картинка Кая и Герды.)
Дети: Мальчика звали Кай, а девочку — Герда.
Логопед: Расскажите, пожалуйста, какие дети в этой сказке?
Дети: Дружные, добрые, отзывчивые.
Логопед: Что случилось с Каем?
Дети: Кая забрала в свое царство Снежная Королева. Герда отправилась на поиски Кая.
Логопед: Где побывала Герда?
Дети: Герда побывала у цветочницы, во дворце, у разбойников. До дворца Снежной Королевы ей помог добраться Северный олень. (Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Олень от усталости падает на снег и Герда продолжает свой путь одна.)
Логопед: Поможем Герде? Сейчас представьте, что вы олени.
Посмотрите, мы олени (дети скрещивают напряжённые руки над головой),
Рвётся ветер нам на встречу.
Ветер стих, расправим плечи (руки снова на колени). (Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Герда сквозь снежную бурю добирается до дворца Снежной Королевы.)
Логопед: В такую погоду все звери и птицы прячутся от холода. Ребята, посмотрите на картинку. Звери и птицы испугались Снежной Королевы и спрятались. Найдите животных и скажите, кто, где (за чем?) спрятался.
Дети: Ворона спряталась за кустом. Один зайчик спрятался за кустом. Другой зайчик спрятался за пеньком. Лиса спряталась за снеговиком. Сова спряталась за деревом. (Появляется картинка Замка Снежной Королевы.)
Логопед: Какое время года в царстве Снежной Королевы? (Зима.) Опишите погоду.
Дети: Погода снежная, морозная, студёная, холодная, метельная.
Логопед: Чем покрыта земля в королевстве Снежной королевы? (Снегом.) Опишите снег.
Дети: Снег белый, пушистый, серебристый, мягкий, сверкающий, искрящийся.
Логопед: Ребята, мы поможем Герде, если назовём слова-родственники к словам снег и лёд. (Игра проводится с мячом.)
Как называется девочка из снега? (Снегурочка.)
Человечек из снега? (Снеговик.)
Явление, когда идёт снег? (Снегопад.)
Зимующая птица? (Снегирь.)
Как ласково назвать снег? (Снежок.)
Как назвать ласково лёд? (Ледок.)
Логопед: Ребята, мы видим, какой дворец у Снежной Королевы в мультфильме. А у меня есть другой дворец Снежной королевы. Давайте рассмотрим и ответим на вопросы. Что находится в середине дворца? (Крыльцо и дверь.) Что — по бокам крыльца? (Перила.) Что справа и слева от крыльца? (Окна.) (Проводится беседа по картинке. Дети отвечают полными предложениями. Просмотр фрагмента мультфильма «Снежная Королева». Кай во дворце Снежной Королевы. После просмотра проводится игра «Узнай ледяную фигуру». Из льдинок нарисована картинка, дети должны узнать, кто изображён.)
Логопед: Ребята, давайте сравним Герду и Снежную Королеву.
Дети: Герда – добрая, отзывчивая, хорошая, весёлая. А Королева – суровая, строгая, холодная, красивая, гордая.
Логопед: Ребята, с какой сказкой мы сегодня продолжали знакомиться? Кто помог Герде искать Кая? Что помогло Герде найти Кая? Что учились делать на занятии? (Ответы детей.)
Юлия Мокина, учитель-логопед
МБДОУ № 279 г.Москва
Рекомендуем почитать
- В нашей компании живут деревянные игрушки
- XI Всероссийский Торговый Форум “Поставщик детских товаров”
- «Светлячок мини»
- Методика обучения В. И. Жохова
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку