"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Игры с математическим планшетом
В настоящее время производителями выпускается большое количество развивающих игр для развития математических способностей. Одним из таких учебно-игровых пособий является математический планшет производства ООО «Корвет». В учебно-игровое пособие входит игровое квадратное поле, на котором расположены 25 штырьков (5 рядов и 5 столбов), набор цветных резинок и цветных фигур. Штырьки расположены на игровом поле равноудалённо друг от друга по горизонтали и вертикали.
Большой спектр возможностей математического планшета позволяет педагогу ежедневно использовать его в работе, варьируя содержание в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Работа с планшетом
Цель: учить детей пользоваться штырьками, ориентироваться на планшете.Упражнение «Слуховые диктанты»:
- На верхние штырьки надеть квадраты, на нижние круги.
- На верхние штырьки надеть только красные фигуры, на нижние – синие.
- На верхние штырьки надеть три (другое количество) разные фигуры.
- На нижние штырьки надеть три (другое количество) одинаковые фигуры.
- Разместить вверху три (другое количество) фигуры разного цвета и разной формы.
- Разложить фигуры так, чтобы вверху посередине был красный круг, внизу посередине – синий квадрат, справа посередине – жёлтый ромб, слева посередине – синий треугольник.
- Разложить фигуры, используя отсчёт от заданной буквы: А2, Б3, В1, Г4, Д5.
- Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади – два впереди, один гусь между двумя и три в ряду. Сколько всего гусей?
- Саша нашёл в лесу четыре грибочка, а потом ещё один. Сколько грибов нашёл Саша?
- От синего треугольника вверх, вверх, направо (нашли синий круг).
- От жёлтого квадрата вниз, направо, вниз налево, вниз направо (нашли красный круг).
Работа с планшетом и резинками
Цель: учить детей делать растяжку резинок, выкладывать прямые горизонтальные и вертикальные линии, закреплять счётные операции, формирование понятий «высокий-низкий», «длинный-короткий».Игра «Построим шкафчик». Детям предстоит разделить планшет на полки, сделать растяжку резинки в горизонтальном положении. Затем разместить фигуры: круг положить на верхнюю полочку, а квадрат – на нижнюю.
Игра «Столбики и строчки». Нужно построить три (другое количество) столбиков, затем три (другое количество) строчек.
Игра «Найди фигуру». Детям нужно построить 5 столбиков и 5 строчек. Затем убрать столбик посередине, определить, какие фигуры получились и сколько.
Игра «Нарисуй ответ». Детям нужно графически изобразить, что Катя выше Тани, а Оля ниже. У Вани длинный красный карандаш, а у Юли короткий синий.
Упражнение «Графические диктанты». От первой палочки внизу слева начинаем рисовать линии, надевая по одной резинке: две направо, три наверх, четыре направо, две вверх, три налево, две вверх.
Примечание: лучше для этого упражнения использовать резинки не от набора, а маленькие резиночки для волос, силиконовые.
Работа с резинками и фигурами
Цель: закреплять счётные операции, учить ориентироваться в системе координат.Игра «Построй фигуру». Возьмите красный круг и положите его на палочку (штырёк) Г2, синий круг положите на Г4, жёлтый круг на Б2, а зелёный – на Б4. Далее нужно соединить все круги одной резинкой. Спросить, какая фигура получилась. Таким образом, можно выкладывать фигуры, цифры, буквы, предметы. По мере того, как дети научатся определять координату штырька, можно будет выкладывать предметы без фигур.
Упражнение «Слуховые диктанты». Детям задают на слух по две координаты, на которые нужно надеть резинку, например, А2, Д2; Д2, Д4; Д4, А4; А2, А4. Нужно назвать получившуюся фигуру, затем отыскать в ней буквы: в прямоугольнике прячутся буквы П, О, Г, С. Если детям трудно их разглядеть, то педагог убирает по одной резинке, чтобы увидеть только одну заданную букву.
Игра «Симметричное рисование». Детей знакомят с понятием «симметрия», для этого предлагают надеть резинку на палочку вверху посередине и внизу посередине, получился столбик. Относительно этого столбика маленькими резинками делают пошаговое рисование прямых линий: три налево, две наискосок вниз направо, две наискосок вниз налево, две вниз, две наискосок вниз направо, две направо. Далее предлагают дополнить этот рисунок до целого, нарисовав такие же прямые линии, только с правой стороны планшета.
Игра «Построй такую же». Данные упражнения выполняются с использованием схем, альбомов, где ребёнку нужно выложить предмет так же как на картинке или схеме.
Игра «Морской бой». Игра проводится с двумя наборами математического планшета. Ребёнок и взрослый в хаотичном порядке надевают 5 геометрических фигур на штырьки. Далее по очереди называют координату, например, Д2, если у противника в заданном месте есть фигура, то её нужно убрать. Выигрывает тот, у кого фигур на планшете осталось меньше.
Примечание: на первых занятиях с данной игрой целесообразно показать ребёнку, как взрослый разложил свои фигуры, дать время запомнить их. Затем, опираясь на свою зрительную память, называть координаты.
Упражнение «Схематизация»:
Цель: учить детей делать зарисовки схем, в которых изображаются придуманные ими изображения с планшета.
Игра «Нарисуй, что видишь». Взрослый показывает картинку на планшете, детям необходимо перенести изображение на бумагу, соединив точки прямыми линиями, так как указано на схеме. Данное упражнение помогает развивать зрительную память дошкольников.
Упражнение «Задай координаты». Детям предлагают рассмотреть картинку или выложенный на планшете рисунок, затем попросить задать координаты рисунка с помощью буквы и цифры.
Работа с кругом
Цель: учить детей делить круг на заданное количество частей.Игра «Найди пару». Ребёнок строит круг, соединяя все палочки подряд одной резинкой. Взрослый предлагает найти пару для цифры один (цифра может быть другая), для этого нужно нарисовать резинкой прямую линию через центр круга от цифры один до … Ребёнок определяет, что у цифры один пара будет семь.
Логические задачи: У Оли День рождения. К ней пришло трое друзей. Как разрезать торт, чтобы каждому досталось по одинаковому кусочку? (Вместе с Олей кусков должно быть четыре.) Сколько нужно провести прямых линий?
Примечание: вместо торта может быть любой другой предмет круглой формы.
Наталья Перминова, воспитатель
МКДОУ д/с «Алёнушка»,
г. Омутнинска, Кировская область
Рекомендуем почитать
- Завтрак на траве?!
- Подвижные игры – польза для детей
- Низкие цены - умные игрушки
- История создания Кубиков Историй
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии