"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Игры с логопедом
Игра — основной метод работы с детьми, позволяющий разнообразить приёмы работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, продуктивным, позволяет ребёнку приобрести собственный опыт.
С помощью игры развивается и устная, и письменная речь ребёнка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх происходит развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.
Каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой. Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют, дидактические игры, ведь их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребёнок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогают ему в этом.
Огромное значение в дошкольном возрасте ребёнка и в его последующей жизни играет преодоление нарушений звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут стать причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Приводим некоторые дидактические игры, которые можно использовать на логопедических занятиях для отработки того или иного структурного компонента речи.
Ромашка
Цель: дифференциация звуков [р-рь] в словах.Оборудование: бумажный цветок в виде ромашки с вынимающимися лепестками.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку сорвать лепесток ромашки и назвать изображённую на нём картинку. Если слово названо верно, то ребёнок получает поощрение в виде звезды. Особое внимание при выполнении этого задании обращаем на правильное произношение пары дифференцируемых звуков.
Дидактические игры можно использовать на любом этапе логопедического занятия и при отработке всех структурных компонентов речи. Это украсит занятие и увеличит интерес ребёнка к нему.
Угадай слово
Цель: развитие звукового анализа и синтеза.Оборудование: карточки с изображением предметов.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно посмотреть на картинки, вычленить первые звуки в названиях предметов. Из полученных звуков нужно составить новое слово.
Отправляемся в путешествие
Цель: автоматизация звука [л] в речи. Совершенствование фонематических представлений, развитие пространственной ориентировки.Совершенствование грамматического строя речи: отработка употребления предлогов над, под, между, рядом.
Ход игры: ребёнку предлагается карточка, по которой он будет путешествовать с «героем лосёнком». По инструкции ребёнок передвигает своего «героя» на нужное количество клеточек в указанном логопедом направлении. Если «герой» оказывается на клетке с картинкой, ребёнок чётко произносит автоматизируемый звук, называя изображение. Если «герой» оказывается на пустой клетке, ребёнок самостоятельно придумывает слово с автоматизируемым звуком. Для отработки предлогов над, под, между, рядом ребёнку предлагается определить положение «героя» по отношению к разным картинкам.
Средства передвижения
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи.Оборудование: логопедическое лото с изображением разных видов транспорта.
Ход игры: логопед загадывает загадки о разных средствах передвижения. Ребёнок, отгадав загадку, кладёт карточку на поле с изображением этого вида транспорта.
Сказочные овощи
Цель: развитие фонематического восприятия.Ход игры: логопед предлагает детям внимательно послушать рассказ о сказочном королевстве и определить, какие волшебные овощи растут в нём. Например: «мапидор», «торкашка» и т.д.
Различные игры, используемые на логопедических занятиях, помогают эффективно устранить проблемы детей дошкольного возраста с речевыми патологиями и обеспечить полноценную готовность детей к успешному обучению в школе.
Светлана Артанова, учитель-логопед
детского сада компенсирующего вида № 81
Светлана Булдакова, логопед Саратовского
городского психоневрологического диспансера
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии