"Игры и Игрушки" №6-2014
Игры русского языка
Очевидно, что школа готовит к дальнейшей жизни: формирует отношения между людьми, отношение к делу и работе. Должны ли школьные занятия быть скучными? Если нет, то что такое «интересные занятия»? Для детей интересно то, в чём они довольно успешны. Успешен в предмете — интересный предмет. Если нет... Как сделать изучение предмета не рутинным?
Здесь на помощь и приходят игровые задания, нестандартные, привлекающие внимание. Родители, включайтесь! На уроке не всегда хватает времени, а у вас есть возможность поиграть в пути, между делом, в свободное время. Помните: именно вы главный мотиватор ребёнка. Уж если интересно и важно вам, то…ни один предмет не будет скучным! Итак, сегодня русский язык.
Пример: создать пять предложений с ошибкой в употреблении деепричастного оборота. Потом этими предложениями/текстами можно меняться и уже их корректировать и исправлять.
К сожалению, современные дети с трудом фантазируют: им всё заменяют готовые истории и картинки. Интернет, яркие раскраски, журналы – самостоятельно не надо ничего придумывать. Результатом может стать неспособность творчески и нестандартно подходить к жизненным проблемам, неспособность решить ситуацию, выходящую за рамки учебника. Чтобы избежать таких ситуаций, а также чтобы закрепить сложный материал, могут пригодиться следующие задания:
Пример: задумывались ли вы, что правило на правописание слов с «пол-» легко укладывается в имя Юля? Ю – заглавная буква, л – начало слова на букву л, я – любая гласная. Получается, не нужно запоминать, саму формулировку правила, а можно запомнить, что «с Юлей «пол-» пишется через дефис!»: пол-Краснодара, пол-листа, пол-экскурсии. Эту идею подал именно ученик!
Пример: усложни предложение, добавив в него максимальное количество причастных и деепричастных оборотов/однородных членов/грамматических основ/обобщающих слов. Так, из предложения «Вася шёл в библиотеку за книгой» у ученика 6 класса получилось: «Прогуливаясь по улице, усыпанной странными листами, вышедший из школы Вася неторопливо шёл, подумывая об учебнике, таки не полученном в школе, в библиотеку, находящуюся неподалеку».
Если вы, родители, сможете находить время играть с ребёнком, то чудеса точно произойдут в его тетради, голове, дневнике. Поверьте, чудеса рядом, к ним нужно только приблизиться и…поиграть!
Игры русского языка
Очевидно, что школа готовит к дальнейшей жизни: формирует отношения между людьми, отношение к делу и работе. Должны ли школьные занятия быть скучными? Если нет, то что такое «интересные занятия»? Для детей интересно то, в чём они довольно успешны. Успешен в предмете — интересный предмет. Если нет... Как сделать изучение предмета не рутинным?Здесь на помощь и приходят игровые задания, нестандартные, привлекающие внимание. Родители, включайтесь! На уроке не всегда хватает времени, а у вас есть возможность поиграть в пути, между делом, в свободное время. Помните: именно вы главный мотиватор ребёнка. Уж если интересно и важно вам, то…ни один предмет не будет скучным! Итак, сегодня русский язык.
Найди ошибку
Задача очевидна. Но использовать нужно реальные ситуации или приближённые к ним: создайте «рекламную» брошюру с ошибкой, возьмите цитату у классиков (примером может стать хрестоматийная цитата А.П.Чехова: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».)Ошибайся!
Задача противоположна предыдущей, а значит задание более увлекательное и свободное. Предложите ребёнку написать текст, допустив в нём ошибки на заданную тему.Пример: создать пять предложений с ошибкой в употреблении деепричастного оборота. Потом этими предложениями/текстами можно меняться и уже их корректировать и исправлять.
Поисковик
Эта игра полезна ещё и развитием внимания к окружающему миру. Задача: найти ошибки в окружающих нас текстах: рекламе, газетах, ценниках. Сначала это может казаться сложным и недоступным, однако практика показывает, что интернет-ресурсы часто «грешат» ошибками, а про рекламные материалы возле остановки и говорить не стоит. Важно, чтобы ребёнок не забывал, что он ищет ошибки и не терял бдительности.К сожалению, современные дети с трудом фантазируют: им всё заменяют готовые истории и картинки. Интернет, яркие раскраски, журналы – самостоятельно не надо ничего придумывать. Результатом может стать неспособность творчески и нестандартно подходить к жизненным проблемам, неспособность решить ситуацию, выходящую за рамки учебника. Чтобы избежать таких ситуаций, а также чтобы закрепить сложный материал, могут пригодиться следующие задания:
Смешная история
Задача: придумать смешную историю, используя определённые слова. Здесь простор ограничен лишь вашей фантазией: словарные слова, слова, в которых ребёнок делает часто ошибки, правило, которое никак не запоминается – всё может стать предметом интереса.Нарисуй правило
Названий у этого развлечение может быть много. Всё зависит только от ваших возможностей и симпатий: «зарифмуй правило», «начерти правило». В названии и скрывается задача.Пример: задумывались ли вы, что правило на правописание слов с «пол-» легко укладывается в имя Юля? Ю – заглавная буква, л – начало слова на букву л, я – любая гласная. Получается, не нужно запоминать, саму формулировку правила, а можно запомнить, что «с Юлей «пол-» пишется через дефис!»: пол-Краснодара, пол-листа, пол-экскурсии. Эту идею подал именно ученик!
Усложни жизнь
Особенно легко эта игра «идёт» при изучении предложений и знаков препинания. Задача: максимально усложнить простое предложение. Условие: сохранить смысл в предложении.Пример: усложни предложение, добавив в него максимальное количество причастных и деепричастных оборотов/однородных членов/грамматических основ/обобщающих слов. Так, из предложения «Вася шёл в библиотеку за книгой» у ученика 6 класса получилось: «Прогуливаясь по улице, усыпанной странными листами, вышедший из школы Вася неторопливо шёл, подумывая об учебнике, таки не полученном в школе, в библиотеку, находящуюся неподалеку».
«Как бы это выглядело в…»
Это интересная игра на тему стилей речи. Ребёнку предлагается текст, например, описание фильма. Задача его: переделать это описание для энциклопедии (научный стиль), журнала (публицистический стиль), разговора на улице (разговорный стиль), художественного произведения (художественный стиль). Важно следить за соблюдением требований стиля.10 слов
Самая простая и короткая игра: одеваетесь или спускаетесь в лифте, идёте по улице или едете в машине. Задание: придумать 10 слов… и далее интересующая тема. Для малышей: придумай 10 слов с буквой… Для младших школьников: придумай 10 прилагательных о…куртке/лифте/игрушке и т.д. Для ребят постарше: придумай 10 странных причастий. Если ребёнок подготовлен, то число слов можно увеличивать. И фантазия развивается, и правило повторяется, и ребёнок занят делом – чудеса!Если вы, родители, сможете находить время играть с ребёнком, то чудеса точно произойдут в его тетради, голове, дневнике. Поверьте, чудеса рядом, к ним нужно только приблизиться и…поиграть!
Ольга Евсеева, педагог русского языка и литературы
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку