"Игры и Игрушки" №2-2012
Игры из народа
В глухих северных деревнях, где в XIX — начале XX века долго сохранялись обычаи старины, детские игры удивляли своей подражательностью. Почти все обрядовые празднества деревни «проигрывались» в детских забавах. Особенно это относится к свадьбе — красивому и торжественному народному обряду. Сцена за сценой, с песнями и танцами, проходили сватовство, посиделки, девичник, венчание. Весь сложный обряд свадьбы со всеми действующими лицами и подробностями мастерски разыгрывали дети со своими куклами.
В народе замечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как «оберег» клали их в зыбку с ребёнком. Игры в куклы особенно поощрялись. В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Это приобщало их к традиции, закладывало определённые моральные устои.
При выборе народной игры для детей специалисты предлагают учитывать следующее:
- Возраст играющих. Начинать знакомство с народными играми следует с игр, которые имеют песенное и стихотворное сопровождение, с хороводов, в которых непременно должен принимать участие взрослый.
- Место проведения игры. Игры можно проводить в зале, комнате, на улице.
- Количество участников игры. Знакомство с народной игрой лучше начинать с небольшой группой. Когда дети освоят необходимые правила, можно вовлекать в игру больше детей.
- Инвентарь для игр. В народных играх могут использоваться атрибуты, которые необходимо подготовить заранее и в необходимом количестве.
- Знание правил игры. Перед началом игры взрослый проговаривает с детьми правила игры, при необходимости показывает отдельные элементы или всё игровое действие.
- Выбор водящего. Он может быть выбран детьми или определён с помощью считалок. Если народная игра предполагает соревнование двух команд, равных по численности и силам, обычно применяется сговаривание. Это значит, что дети договариваются (сговариваются) между собой, кто в какой команде будет играть.
Необходимо поощрять хорошее поведение детей, умение общаться во время игры. При подведении итогов важно предложить детям найти примеры из знакомых сказок, игр, или вспомнить соответствующую моменту пословицу или поговорку.
С помощью игры дети вступают в общение со сверстниками. Общая задача, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают, а правила помогают воспитывать целеустремлённость. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.
Задача взрослого — дать правильное направление, которое способствовало бы установлению между детьми добрых отношений, основанных на доверии, дружбе, справедливости, взаимной выручке и ответственности.
«Сорока». Веселит детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни. Эта игра вводится тогда, когда колыбельные песни сменяются играми. Мать берёт руку дитяти, водит своим указательным пальцем по его ладони.
Сорока, сорока,
Кашу варила,
На порог поскакивала,
Гостей посматривала:
Не едут ли гости?
Не везут ли гостинцы?
Приехали гости
Привезли гостинцы.
После этого действие переносится с ладони на пальцы. Указывая на каждый из них, мать говорит:
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому пивца,
Этому винца,
А этому не достало.
Поди, там
Есть колодец
Напейся водицы.
Потом, указывая на ладонь, говорит:
— Тут пень,
Показывая на место кисти:
— Тут колода,
Подвигаясь к локотному сгибу:
— Тут мох,
Приближаясь к подмышке:
— Тут болото,
Щекоча подмышку:
— Тут студеная водица.
Смех ребёнка оканчивает игру.
«Жмурки (Слепой козёл)». Игроки подводят Слепого козла, получившего это звание по жребию, с завязанными глазами к запертой двери, где он начинает стучать. Игроки спрашивают: «Кто здесь?» Его ответ: «Слепой козёл». Тогда один из отважных игроков подходит к козлу и говорит:
Слепой козёл!
Не ходи к нам ногой.
Пойди в кут.
Где холсты ткут,
Там тебе холстик дадут.
Козёл, недовольный ответом, начинает бить в дверь ногой. Игроки снова спрашивают: «Кто здесь?» Слышат в ответ: «Афанас!». Тогда все игроки говорят:
Афанас!
Не бей нас.
Афанас!
Ходи по нас!
С последним словом отважный игрок ударяет ладонью козла по спине и бежит прочь. Обиженный начинает искать виноватого по углам, по столам, стульям. Всякий, пойманный козлом, считается виноватым и за свою оплошность должен играть Слепого козла.
«Яша». Вокруг Яши, схватив друг друга за руки, кругом ходят игроки и приговаривают:
Сиди, сиди Яша,
В ракитовом кусте.
Грызи, грызи, Яша,
Ореховы зёрны.
Лови себе, Яша,
Кого тебе надо;
Лови девку
За русую косу,
Лови красну
За алую ленту.
Игроки, проговорив, разбегаются. Яша встаёт и выбирает себе девицу с русой косой, с алой лентой.
С особым вниманием относились крестьяне к детским играм: не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Детские игры и игрушки наделялись сверхъестественной магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье.
Татьяна Забельская,
заведующая МДОУ д/с «Дюймовочка»
г. Щелково Московской области
Рекомендуем почитать
- Правильные игрушки или духовное воспитание через игру
- Лучшие игры для раннего развития – игры по методике Монтессори
- Фантики, крышки, скорлупа и немного фантазии
- Деревянные развивающие игрушки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии