"Игры и Игрушки" №5-2014
Игры и игрушки против творческого развития
Наверное, всякий родитель хочет, чтобы его ребёнок рос не только смышлёным и интеллектуально развитым, но и имел богатую фантазию, умел решать нестандартные задачи и был творческим человеком. Как говорится, спрос рождает предложение. И на упаковках детских игр и игрушек всё чаще появляются надписи: «способствует развитию фантазии», «стимулирует творческое развитие», «развивает творческие способности в игре». К сожалению, эти громкие заявления зачастую очень далеки от истины, тем не менее, родители активно продолжают покупать подобные игрушки...
Для творческого развития?
Почему же игры и игрушки с маркировкой «Творчество» так популярны? Многие родители уверены в том, что сами они совершенно не творческие люди, и поэтому самостоятельная организация развития творческих способностей детей вызывает у них затруднение. Взрослые зачастую имеют узкие представления о природе творческих способностей. Поэтому коробка с чёткой надписью даёт как бы гарантию «я развиваю творческие способности своего ребёнка, здесь так написано». Наконец, использование готовых наборов имеет определённое удобство: экономит время и силы родителей. А между тем, развитие творческих способностей ребёнка – это задача (и возможность!), доступная практически каждому родителю.
Против творческого развития?
Покупая наборы для творчества, родители, конечно же, надеются, что они помогут ребёнку фантазировать. Однако зачастую подобные игрушки работают как раз наоборот: тормозят детскую способность творить. На прилавках представлено большое количество шаблонных наборов для творчества. Но какое творчество может быть по шаблону? Только вдумайтесь, какое интересное словосочетание – шаблоны для нешаблонного. Вредными могут оказаться игры и игрушки, подобранные без учёта возраста и умений ребёнка. Простые игровые задачи – скучны, а сложные снижают уверенность в себе, то есть, по сути, разрушают ключевые основания для творческого мышления.
- разнообразные конструкторы и мозаики со схемами сборки и образцами для подражания;
- игрушки с чётко и однозначно заданной функциональностью (например, набор парикмахера или доктора, игрушечная посуда, мебель и бытовая техника и т.п.);
- творческие мастер-классы, где используется ограниченный набор материалов и необходимо точное копирование и следование инструкциям.
Даже простое перечисление характеристик творческого мышления позволяет понять, почему эти игры и игрушки «для творческого развития», на самом деле, действуют прямо противоположным образом. Творческое мышление оригинально, продуктивно, позволяет найти необычные неожиданные решения. Потребуется немало мастерства для того, чтобы сделать виноградину правильного размера из кусочка шерсти в наборе для валяния. Будет полезна для развития усидчивости, мелкой моторики и произвольного внимания сборка масштабных моделей из конструктора по схемам. Но эти и подобные им занятия не имеют ничего общего с развитием творческих способностей ребёнка.
А ведь стоит отойти от инструкции, добавить новые материалы и инструменты, придумать неожиданный игровой контекст, предоставить свободу творчества, задав лишь основное направление (или даже не задавая его), как эти же игры и игрушки предстанут совсем в другом обличии.
Малыш часами готов собирать корабли и замки из конструктора, скрупулезно следуя схеме? Прекрасно, а теперь покажите пример, отойдите от схемы и соберите что-нибудь несложное «из головы». Стимулируйте ребёнка присоединиться к вам. Соберите кафе и попросите оформить витрину, построй-те арену цирка и предложите изобразить представление, соорудите невиданного пришельца и пусть малыш «вернёт» ему космический корабль.
Ребёнок любит сюжетно-ролевые игры? Отойдите от привычных сценариев, ограниченных имеющимся в наличии реквизитом. Попробуйте использовать простые вещи – пластиковые контейнеры, прищепки, коробки, палочки, любые предметы-заменители.
Отправляясь на творческий мастер-класс, возьмите с собой цветную самоклеящуюся бумагу или фетр, пайетки, нитки – всё, что поможет ребёнку индивидуализировать свою работу. После такого «творческого» занятия предложите ребёнку сделать новую работу в этой же технике, чтобы закрепить навык.
«За» творческое развитие
Очевидно, что все вышеперечисленные игры и игрушки могут действовать на благо творческого развития ребёнка с учётом описанных ограничений и поправок. Но есть игрушки, которые способствуют развитию творческих способностей и сами по себе. Во-первых, это игрушки, допускающие много-функциональное использование. Пирамидка может быть тренажёром по складыванию колец, а может быть башней, в которой томится принцесса. Во-вторых, игрушки, сделанные руками родителей и самого ребёнка. Мало того, что на глазах у ребёнка они появляются из чего-то совершенно обыденного, так ещё и несут в себе позитивную творческую энергетику своего творца.
Вам не составит труда выбрать правильную игрушку для творческого развития ребёнка. А как же шаблоны, наборы и схемы? Используйте их для интеллектуального развития ребёнка и тренировки мелкой моторики, обращайтесь к ним, когда нет вдохновения.
Марина Суздалева, психолог, автор и ведущая
курсов и тренингов для мам, www.razvivash-ka.ru
Рекомендуем почитать
- 10 причин, которые могут повлиять на становление речи у ребёнка
- Родитель вместо логопеда
- Праздник на «Ура»
- Всё о мыльной пене
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии