"Игры и Игрушки" №3-2013
Игрушки, книжки и…
Итак, новинка рынка игрушек — набор из капли мочи и кучки кала. Эти мягкие игрушки представляют собой одушевлённые образы: у них даже есть глаза. Производители предлагают с помощью Уринки и Какашки приучать ребёнка к горшку. Только сами они не отвечают на вопрос, как это можно сделать.
Известно, что пользуясь горшком, ребёнок учится управлять своим телом, контролировать себя. Это тот случай, когда поведение ребёнка одобряется и поддерживается взрослыми, и он чувствует уверенность в своих силах. Для того чтобы самоконтроль стал возможным, ребёнок многократно наблюдает акты мочеиспускания и дефекации, соотносит их с предшествующими ощущениями. То есть чтобы приучить ребёнка к горшку, необходимо опираться на его собственную чувствительность. Как в этом могут помочь Уринка и Какашка, непонятно.
Если же это предметы для игры, то во что будет ребёнок играть с кучкой кала и каплей мочи? Если он совсем маленький, то, вероятней всего, он будет их использовать как любых других одушевлённых персонажей: кормить, укладывать спать, купать. Представьте себе всю абсурдность такой ситуации. Не лучше ли для развития сюжетной игры подарить своему ребёнку куклу или мишку?!
Не стоит забывать, что сюжетная игра — это символическая деятельность, в которой ребёнок отражает волнующие его темы и сам при этом ищет подходящий материал. Если для ребёнка важна тема выделения, то он будет использовать в игре персонаж, например, играть в то, как кукла пописала. Сами предметы выделения дети никогда не одушевляют ни в сознании, ни в игре.
Эти игрушки могут вызывать познавательный интерес. Но кто из взрослых захочет, чтобы его дитя играло со своими продуктами выделения? А данные игрушки поощряют именно это. Если родители запрещают ребёнку играть с его собственными какашками, то зачем давать ему игрушечные? Стоит задуматься ещё и о том, какой образ мира предлагает ребёнку такой игровой комплект. Если какашка с глазами, то, видимо, она живая. Откуда же она берётся? Она становится живой ещё внутри человека или только при появлении её на свет? Как же тогда смывать в унитаз живое существо?
Если вы чувствуете, что ваш ребёнок чего-то не знает о своём организме и его функционировании, расскажите ему об этом сами. Никакая специализированная литература для этого не нужна.
Посредством этих так называемых игрушек разрушается естественное целостное представление о мире и о себе. Более того, искажается сюжетная игра, предлагая ребёнку неадекватные игровые ориентиры. Подобные действия могут изменить нормальное развитие ребёнка.
Итак, наше глубокое убеждение: Уринка и Какашка — родителям не помощники, а опасность для психологического здоровья малыша. Между тем, тема дефекации трогает не только производителей игрушек, но и издателей. Очередное произведение на эту тему «Маленькая книжка о какашках» Перниллы Стальфельт. Книжка представляет собой иллюстрации на тему с комментариями автора. Основная претензия к этому изданию — абсолютная его бесполезность. Зачем привлекать столько внимания ребёнка к продуктам выделения? Чему хочет его научить автор издания? Я не могу найти ни одного вразумительного ответа на эти вопросы.
Надпись на обложке «Bez tabu» указывает на мотив автора поговорить о запретных темах. Но опять-таки — зачем? Можно лишь подивиться тому увлечению, с которым автор пересказывает то, что узнал об экскрементах.
Поделюсь собственным впечатлением от знакомства с книгой. Я многократно пересматривала иллюстрации этой книги и комментарии к ним и ничего не могла поделать с чувством отвращения, от раза к разу всё возрастающего. Для меня уже это достаточный ориентир, чтобы не предлагать такое произведение детям.
Я понимаю родителей, которые пытаются преодолеть в детях излишнюю застенчивость и воспитывать своих детей не слишком стыдливыми. Но для этого есть только один способ — не стыдить их самим. Именно отношение ближайших взрослых формирует представление детей о том, что прилично и что неприлично. Раскрепощённость Перниллы Стальфельт вряд ли чем-то может помочь вашему ребёнку.
Кстати, напомним госпоже Пернилле, что цветы не питаются продуктами выделения, так как тип питания всех растений автотрофный, то есть они впитывают неорганические вещества из почвы и превращают их в органические. А вот разложением органических веществ экскрементов до неорганических занимаются совсем другие виды живых организмов. Наши школьники это изучают в старших классах в курсе общей биологии, и познание этих фактов происходит без смакования темы какашек.
Наталья Матушкина,
специалист Центра психолого-педагогической экспертизы
игр и игрушек Московского городского
психолого-педагогического университета
От редакции
Расчёт разработчиков столь сомнительной игровой продукции строился на том, что она привлечёт покупателей своей эпатажностью. А что? Создают же инсталляции с использованием экскрементов, и находятся эстеты, усматривающие в этом «творчество без границ»! По здравому же размышлению, границы нужны всегда, особенно в нежном детском возрасте, когда дитя получает первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но может быть, мы ошибаемся? Не будем настаивать на вышесказанном, если кто-то считает по другому, с интересом выслушаем альтернативную позицию.
Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@ i-igrushki.ru
Рекомендуем почитать
- Как мамы выбирают игрушки
- Открой свои пожелания!
- Игровое развлечение «Мама-любимая»
- Фотоконкурс «Сидим дома с детьми»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии