"Игры и Игрушки" №1-2020
Игрушки для девочек. Выбираем профессию…
Профессиональные предпочтения ребёнка формируются довольно рано, буквально в дошкольном возрасте. Поэтому важно показать все плюсы и минусы основных профессий, пробудить интерес с помощью всевозможных игр и игрушек. В этом номере поговорим о девочках, всё же гендерное разделение в некоторых профессиях до сих пор имеет место
Психологи и педагоги в один голос заявляют, что для детей игрушки – не просто забава, а уменьшенная модель окружающего мира: именно с их помощью формируются представления обо всём, что находится вокруг. Но, как с помощью игр и игрушек, дети могут узнать о разнообразии профессий, если на прилавках магазинов в широком ассортименте встречаются одни и те же наборы по профессиям (в разной интерпретации), в основном это чемоданчики доктора, сумочки парикмахера и кухонная утварь повара, напоминаю мы говорим о женских специальностях. Но разве этого достаточно для выбора дела всей жизни? Не накладывает ли это отпечаток на тот факт, что в последние годы всё чаще и чаще молодёжь не работает по выбранной специальности, и постоянно меняет сферу деятельности? Помню, рассказывала мама, что по окончании 8 классов она поняла, что если не пойдёт в 9 класс, то сможет выбрать только педагогический или медицинский техникум (это были 80-90 годы), технические специальности она не рассматривала. Это я к тому, что в том числе и образовательные организации по сей день не дают возможность воспитанникам попробовать себя в широком спектре профессий, тем более, что на сегодняшний день многие из них трансформировались и требуют совершенно иных навыков.
Но разве большинство девочек хотели бы получить в подарок одну из таких кукол? Давайте будем честны с собой! Скорее всего, они выбрали бы, Barbie-русалочку или Barbie-принцессу, и играли с ней, переодевая из одного красивого наряда в другой. Если это понимаем мы с вами, то и компания Mattel тем более. И всё же она продолжает выпускать подобные модели, скорее всего под воздействием социального давления и СМИ, и уж точно не из-за рыночного спроса на них. Получается, что в узком ассортименте данной продукции виноваты сами родители, которые не обращают внимание детей на полезный контент, включая им лишь популярные мультфильмы и читая волшебные истории, а потом покупая персонажей этих историй?
Большинство девочек дошкольного возраста на вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?» отвечают практически одинаково: учительницами, актрисами, парикмахерами или стилистами. И это происходит лишь оттого, что мы, взрослые, не всегда находим время рассказать им обо всём многообразии профессий. Надо понимать, что дети, которые с раннего возраста имеют представления о тех или иных профессиях, уже с детства понимают, какой труд им по душе, а какой нет. И начинать обсуждать разные сферы деятельности, говорить о профессионалах своего дела можно уже с возраста 2-х-3-х лет. Ранняя профориентация полезна и способствует гармоничному социальному развитию ребёнка, а также в целом помогает сформировать положительное отношение к труду.
Расширять кругозор специалисты рекомендуют посредством игры, и тут помощниками как раз должны выступить «правильные» игрушки и игры. Но если мы взяли за пример куклу Barbie то продолжим, - мы видим всё тоже несовершенство образа и предлагаемых условий для развития событий. Возьмём, к примеру, модель Barbie-полицейский офицер. Что нужно настоящим полицейским? Оружие, наручники, машина… А что мы видим в наборе? Красивое вечернее платье – для бала полицейских. То есть о сути самой профессии речь тут не идёт. Отметим ещё один интересный факт, что ни одна из Barbie ни разу не представала перед нами в образе девушки, освоившей какую-нибудь низкооплачиваемую профессию. Обычно, она выбирает себе благородные профессии, к которым может стремиться каждая девочка. Стремление к обучению чему-то престижному это хорошо, но не у всех есть способности и простой труд курьера, фасовщика или сборщика на какой-нибудь фабрике тоже нужен, и этой специальности также нужно учится. На куклах Barbie конечно же не заканчивается огромный ассортимент кукол-специалистов, мы видим прекрасные вариации на темы профессий, например, у отечественной фабрики «Весна».
Кроме образных игрушек, производители выпускают и специальные игры, нацеленные на освоение определённых навыков, здесь ассортимент намного больше, но также в полной мере трудно собрать всю информацию по конкретной специализации. Например, пресловутые игры в доктора (много вопросов возникает к играм, которые предлагают разобрать и собрать органы человека). Они также дают поверхностную информацию, но как быть с детьми, которым этой информации мало, и они хотят получить игры второго и третьего уровня сложности, вникнуть в суть профессии и использовать полученные ранее знания из более простых игр? Сейчас весь мир говорит о вирусах, дети задают вопросы и тут рука тянется к доступным для детей информационным носителям, но их нет. Как объяснить ребёнку без визуальной опоры что такое вирус и как он передаётся, что такое инкубационный период и что происходит, когда мы принимаем противовирусные препараты.
Берём для примера игру в парикмахера, казалось бы, чего уж проще. Есть набор с расчёской, ножницами и феном. Показываем ребёнку как нужно пользоваться данными инструментами. И всё? Но ведь для того, чтобы малыш не потерял интерес его нужно подпитывать, а сделать это можно при помощи детских книг-пособий со схемами сложных или модных стрижек, или причёсок (тренироваться можно на любых куклах или на специальных куклах-манекенах), подбором париков (использовать можно картонные шаблоны и картонных кукол-моделей). Известные торговые марки предлагают довольно много подобных наборов и тут да, спасибо им за это – ТМ «Карапуз», «Полесье», Disney, Shantou Gepai и другие заполнили эту нишу на рынке. Но как я ранее отмечала игр последующих усложненных уровней снова не существует. Примеров можно приводить довольно много, мы взяли лишь те, которые были на поверхности, возможно мы в чём-то не объективны, в таком случае давайте разбираться вместе.
А как вы считаете, нужны ли такие игрушки детям? Каких именно игрушек не достает или что именно в тех, которые уже есть стоило бы дополнить. Поделитесь с нами своим мнением, присылая письма на адрес нашего издательства redaktor@i-igrushki.ru.
Психологи и педагоги в один голос заявляют, что для детей игрушки – не просто забава, а уменьшенная модель окружающего мира: именно с их помощью формируются представления обо всём, что находится вокруг. Но, как с помощью игр и игрушек, дети могут узнать о разнообразии профессий, если на прилавках магазинов в широком ассортименте встречаются одни и те же наборы по профессиям (в разной интерпретации), в основном это чемоданчики доктора, сумочки парикмахера и кухонная утварь повара, напоминаю мы говорим о женских специальностях. Но разве этого достаточно для выбора дела всей жизни? Не накладывает ли это отпечаток на тот факт, что в последние годы всё чаще и чаще молодёжь не работает по выбранной специальности, и постоянно меняет сферу деятельности? Помню, рассказывала мама, что по окончании 8 классов она поняла, что если не пойдёт в 9 класс, то сможет выбрать только педагогический или медицинский техникум (это были 80-90 годы), технические специальности она не рассматривала. Это я к тому, что в том числе и образовательные организации по сей день не дают возможность воспитанникам попробовать себя в широком спектре профессий, тем более, что на сегодняшний день многие из них трансформировались и требуют совершенно иных навыков.
Какие «профориентированные» игрушки предлагают производители?
Рассмотрим этот вопрос на примере самой известной и любимой всеми девочками игрушки – куклы Barbie. Пожалуй, это единственная кукла, «освоившая» порядка 200 профессий: она была и аквалангистом, и стюардессой, и пилотом ВВС, и ветеринаром, и учёным, и даже кандидатом в президенты. Главной своей миссией компания Mаttel считает необходимость донести до девочек смысл фразы: «Ты можешь стать тем, кем захочешь!» Серия кукол Barbie «Кем быть?» как раз и посвящена разным видам деятельности, и год от года она пополняется новыми моделями. Каждая кукла этой серии уникальна: одежда соответствует её профессии, а аксессуары дополняют её образ и увеличивают возможности для сюжетных игр. Исследователь космоса, ветеринарный врач, инженер, спасатель, фермер, музыкант, дрессировщик или флорист – эти и другие не менее интересные профессии может выбрать девочка, когда вырастет. И именно игрушки в большей степени раскрывают новое, побуждают детей к занятиям, желанию получить и развить определённые навыки.Но разве большинство девочек хотели бы получить в подарок одну из таких кукол? Давайте будем честны с собой! Скорее всего, они выбрали бы, Barbie-русалочку или Barbie-принцессу, и играли с ней, переодевая из одного красивого наряда в другой. Если это понимаем мы с вами, то и компания Mattel тем более. И всё же она продолжает выпускать подобные модели, скорее всего под воздействием социального давления и СМИ, и уж точно не из-за рыночного спроса на них. Получается, что в узком ассортименте данной продукции виноваты сами родители, которые не обращают внимание детей на полезный контент, включая им лишь популярные мультфильмы и читая волшебные истории, а потом покупая персонажей этих историй?
Большинство девочек дошкольного возраста на вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?» отвечают практически одинаково: учительницами, актрисами, парикмахерами или стилистами. И это происходит лишь оттого, что мы, взрослые, не всегда находим время рассказать им обо всём многообразии профессий. Надо понимать, что дети, которые с раннего возраста имеют представления о тех или иных профессиях, уже с детства понимают, какой труд им по душе, а какой нет. И начинать обсуждать разные сферы деятельности, говорить о профессионалах своего дела можно уже с возраста 2-х-3-х лет. Ранняя профориентация полезна и способствует гармоничному социальному развитию ребёнка, а также в целом помогает сформировать положительное отношение к труду.
Расширять кругозор специалисты рекомендуют посредством игры, и тут помощниками как раз должны выступить «правильные» игрушки и игры. Но если мы взяли за пример куклу Barbie то продолжим, - мы видим всё тоже несовершенство образа и предлагаемых условий для развития событий. Возьмём, к примеру, модель Barbie-полицейский офицер. Что нужно настоящим полицейским? Оружие, наручники, машина… А что мы видим в наборе? Красивое вечернее платье – для бала полицейских. То есть о сути самой профессии речь тут не идёт. Отметим ещё один интересный факт, что ни одна из Barbie ни разу не представала перед нами в образе девушки, освоившей какую-нибудь низкооплачиваемую профессию. Обычно, она выбирает себе благородные профессии, к которым может стремиться каждая девочка. Стремление к обучению чему-то престижному это хорошо, но не у всех есть способности и простой труд курьера, фасовщика или сборщика на какой-нибудь фабрике тоже нужен, и этой специальности также нужно учится. На куклах Barbie конечно же не заканчивается огромный ассортимент кукол-специалистов, мы видим прекрасные вариации на темы профессий, например, у отечественной фабрики «Весна».
Кроме образных игрушек, производители выпускают и специальные игры, нацеленные на освоение определённых навыков, здесь ассортимент намного больше, но также в полной мере трудно собрать всю информацию по конкретной специализации. Например, пресловутые игры в доктора (много вопросов возникает к играм, которые предлагают разобрать и собрать органы человека). Они также дают поверхностную информацию, но как быть с детьми, которым этой информации мало, и они хотят получить игры второго и третьего уровня сложности, вникнуть в суть профессии и использовать полученные ранее знания из более простых игр? Сейчас весь мир говорит о вирусах, дети задают вопросы и тут рука тянется к доступным для детей информационным носителям, но их нет. Как объяснить ребёнку без визуальной опоры что такое вирус и как он передаётся, что такое инкубационный период и что происходит, когда мы принимаем противовирусные препараты.
Берём для примера игру в парикмахера, казалось бы, чего уж проще. Есть набор с расчёской, ножницами и феном. Показываем ребёнку как нужно пользоваться данными инструментами. И всё? Но ведь для того, чтобы малыш не потерял интерес его нужно подпитывать, а сделать это можно при помощи детских книг-пособий со схемами сложных или модных стрижек, или причёсок (тренироваться можно на любых куклах или на специальных куклах-манекенах), подбором париков (использовать можно картонные шаблоны и картонных кукол-моделей). Известные торговые марки предлагают довольно много подобных наборов и тут да, спасибо им за это – ТМ «Карапуз», «Полесье», Disney, Shantou Gepai и другие заполнили эту нишу на рынке. Но как я ранее отмечала игр последующих усложненных уровней снова не существует. Примеров можно приводить довольно много, мы взяли лишь те, которые были на поверхности, возможно мы в чём-то не объективны, в таком случае давайте разбираться вместе.
А как вы считаете, нужны ли такие игрушки детям? Каких именно игрушек не достает или что именно в тех, которые уже есть стоило бы дополнить. Поделитесь с нами своим мнением, присылая письма на адрес нашего издательства redaktor@i-igrushki.ru.
Светлана Хрущёва,
выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Прыжок в небо: джамперы и пого-стики
- Агрессия под контролем!
- Детский мир в России и Германии
- Лицензионные игрушки от мировых производителей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку