"Игры и Игрушки" №2-2013
Игрушка с историей
Сама жизнь
Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.
В ложки бей
Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.
Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.
Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.
В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.
Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.
Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…
Пусть меня научат
Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.
Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.
Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород
Рекомендуем почитать
- Мария Ильюхина: «Самая известная и любимая моя роль – роль Маши Ворониной…»
- Помоги принцессам
- История маленькой обезьянки Fingerlings
- Математика – это просто!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии