"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Играем с куклами
Древние игры с пальчиковыми куклами русских старообрядцев в Сибири
Искусство оживления пальчиковых кукол или игру в пальчиковый театрик можно считать наиболее древним искусством. Пальчиковый театр или по-другому театр пяти пальцев, как вид искусства, является добрым спутником жизни ребёнка с самого раннего нежного возраста. Русскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками. Потешки – это кладовая национальной культуры, любимая многими поколениями детей. Народные прибаутки, потешки и присказки как малые формы фольклора – это мини-сценарии для игры оживления кукол. Названными куклами в сопровождении потешек играли примерно следующим образом.
– Ванька, давай потешим. Я буду петь, а ты потеши. «Ой, мороз, мороз…». (Кукла в такт песни покачивается. Далее, свободной рукой ладони куклу прикрывает, как «забор».)
В прятки Ванька играл.
Головку справа показал (кукла покажется справа),
Вот так, вот так.
Головку слева показал (кукла покажется слева).
Вот так, вот так!
Ванька, ты, наверное, устал?
Ложись и отдохни. (Куклу на бок уложат, но она встаёт.)
Да, ты не лежебока, а Ванька-встанька!
Ай, да, молодец! (Далее, играющий надевает куклу «Ванька» на указательный палец и на безымянный палец куклу «Алёнка» и, прижав остальные пальцы к ладони, продолжает.)
А, я по лугу, а я по лугу… (Алёнка в такт песни покачивается.)
Спасибо, Алёнка-певунья! Чмок, чмок, чмок! (Ванька «целует» Алёнку.)
Гуси, гуси! (Куклу «Баба» слега покачивает.)
Га, га, га! (Выходят гуси – согнутые большие пальцы выпрямляет.)
Есть хотите?
Да, да, да! (Гуси кланяются.)
(Далее, куклу «Баба» слегка покачивая.)
Жили у бабуси,
Два весёлых гуся.
Один серый (Выходит серый гусь.)
Другой белый (Выходит белый гусь.)
Два весёлых гуся (Гуси покачиваются, затем прячутся. Играющий насаживает на большие пальцы зайцев и прячет за ладони, одновременно придерживая деда.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять (Выходит заяц.)
Вдруг охотник выбегает (Заяц трясётся, далее «умирает и в конце «оживает».)
Зайчишка-трусишка по полю бежал (Выходит другой заяц.)
В огород забежал (Заяц на месте прыгает.)
Капусту нашёл,
Морковку нашёл,
Сидит и грызёт:
Ай, кто-то идёт! (Зайцы прячутся.)
Не будьте же такими трусишками. Держитесь за деда! (Зайцы настороженно выходят и склоняются деду.)
(Участвуют пальчиковые куклы: дровосек, истопник, водовоз, кашевар и скоморох.)
Было это давно, было это недавно, а точнее сегодня утром. Жили-были да живут до сих пор, пятеро неразлучных друзей. Первого зовут дровосек Матвей, второго истопник Пантелей, третьего водовоз Савелий, четвёртого кашевар Прокопий и пятого балалаечник Иванушка. Утром проснулся и попросил неразлучных друзей: «Водичку несите, и лицо мне помойте!». Друзья дружно встали в ряд, полусели – получилась «лодочка». Набрали воду, и лицо мне помыли. Я им: «Спасибо друзья! Вы настоящие «Друзья не разлей вода». В ответ они стали потешать вот так (на каждый палец надевается кукла):
А, ну-ка друзья, за работу.
Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить,
Пантелею печь топить,
Савелию воду носить,
Прокопию кашу варить,
А, Иванушке песню петь и плясать
Друзей забавлять.
Вот мы навсегда
Друзья не разлей вода!
Вот и сказке конец (куклы-герои поклонились).
Кто понял про «Друзей не разлей вода», тот – молодец! (Это сказка-загадка. Имеются ввиду пять пальцев руки.)
(Участвуют: щенок, жеребёнок, телёнок, поросёнок и кот.)
Жил-был Щенок, который не умел лаять. Пришёл Жеребёнок играть со Щенком.
– Давай играть в «догонялки», – сказал Жеребёнок.
– Нет, лучше научи меня лаять, – просит, Щенок, – псы меня ругают, что я не умею лаять.
– Лаять не умею, а ржать могу «Иго, го!».
– Спасибо! Мне не надо, – сказал Щенок и сел, отпустив голову.
Пришёл Кот, и, умываясь важно говорит:
– Могу научить мяукать. И будешь мышей гонять и по крышам гулять. Ха-ха! Мяу!
– Не-ет! – сказал Щенок и заплакал.
Друзьям жалко стало Щенка и стали думать, как помочь. Подумали, пошептали и тихо подсчитали: «Раз, два, три!» и закричали: «Во-олк!». Щенок быстро встал, уши поднял:
– Где, где? Ге-ге, Га-га! Гав, гав! – залаял и дальше зарычал: «Р-р-р!».
Друзья засмеялись. Щенок понял, как друзья ловко научили его лаять и рычать.
Искусство оживления пальчиковых кукол или игру в пальчиковый театрик можно считать наиболее древним искусством. Пальчиковый театр или по-другому театр пяти пальцев, как вид искусства, является добрым спутником жизни ребёнка с самого раннего нежного возраста. Русскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками. Потешки – это кладовая национальной культуры, любимая многими поколениями детей. Народные прибаутки, потешки и присказки как малые формы фольклора – это мини-сценарии для игры оживления кукол. Названными куклами в сопровождении потешек играли примерно следующим образом.
Забавы Ваньки и Алёнки
(Играющий, держа руки на уровне груди, ладони вверх друг на друга, надевает на полусогнутый безымянный палец куклу «Ванька» и начинает представление.)– Ванька, давай потешим. Я буду петь, а ты потеши. «Ой, мороз, мороз…». (Кукла в такт песни покачивается. Далее, свободной рукой ладони куклу прикрывает, как «забор».)
В прятки Ванька играл.
Головку справа показал (кукла покажется справа),
Вот так, вот так.
Головку слева показал (кукла покажется слева).
Вот так, вот так!
Ванька, ты, наверное, устал?
Ложись и отдохни. (Куклу на бок уложат, но она встаёт.)
Да, ты не лежебока, а Ванька-встанька!
Ай, да, молодец! (Далее, играющий надевает куклу «Ванька» на указательный палец и на безымянный палец куклу «Алёнка» и, прижав остальные пальцы к ладони, продолжает.)
А, я по лугу, а я по лугу… (Алёнка в такт песни покачивается.)
Спасибо, Алёнка-певунья! Чмок, чмок, чмок! (Ванька «целует» Алёнку.)
Игра Дед да Баба
(Играющий, насаживает на большие пальцы гусей и прячет за ладони, одновременно придерживая средними пальцами за бока куклу «Баба», начинает представление.)Гуси, гуси! (Куклу «Баба» слега покачивает.)
Га, га, га! (Выходят гуси – согнутые большие пальцы выпрямляет.)
Есть хотите?
Да, да, да! (Гуси кланяются.)
(Далее, куклу «Баба» слегка покачивая.)
Жили у бабуси,
Два весёлых гуся.
Один серый (Выходит серый гусь.)
Другой белый (Выходит белый гусь.)
Два весёлых гуся (Гуси покачиваются, затем прячутся. Играющий насаживает на большие пальцы зайцев и прячет за ладони, одновременно придерживая деда.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять (Выходит заяц.)
Вдруг охотник выбегает (Заяц трясётся, далее «умирает и в конце «оживает».)
Зайчишка-трусишка по полю бежал (Выходит другой заяц.)
В огород забежал (Заяц на месте прыгает.)
Капусту нашёл,
Морковку нашёл,
Сидит и грызёт:
Ай, кто-то идёт! (Зайцы прячутся.)
Не будьте же такими трусишками. Держитесь за деда! (Зайцы настороженно выходят и склоняются деду.)
Друзья не разлей вода
сказка-спектакль для игры в пальчиковый театр(Участвуют пальчиковые куклы: дровосек, истопник, водовоз, кашевар и скоморох.)
Было это давно, было это недавно, а точнее сегодня утром. Жили-были да живут до сих пор, пятеро неразлучных друзей. Первого зовут дровосек Матвей, второго истопник Пантелей, третьего водовоз Савелий, четвёртого кашевар Прокопий и пятого балалаечник Иванушка. Утром проснулся и попросил неразлучных друзей: «Водичку несите, и лицо мне помойте!». Друзья дружно встали в ряд, полусели – получилась «лодочка». Набрали воду, и лицо мне помыли. Я им: «Спасибо друзья! Вы настоящие «Друзья не разлей вода». В ответ они стали потешать вот так (на каждый палец надевается кукла):
А, ну-ка друзья, за работу.
Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить,
Пантелею печь топить,
Савелию воду носить,
Прокопию кашу варить,
А, Иванушке песню петь и плясать
Друзей забавлять.
Вот мы навсегда
Друзья не разлей вода!
Вот и сказке конец (куклы-герои поклонились).
Кто понял про «Друзей не разлей вода», тот – молодец! (Это сказка-загадка. Имеются ввиду пять пальцев руки.)
Как друзья научили Щенка лаять
сказка-спектакль для игры в пальчиковый театр(Участвуют: щенок, жеребёнок, телёнок, поросёнок и кот.)
Жил-был Щенок, который не умел лаять. Пришёл Жеребёнок играть со Щенком.
– Давай играть в «догонялки», – сказал Жеребёнок.
– Нет, лучше научи меня лаять, – просит, Щенок, – псы меня ругают, что я не умею лаять.
– Лаять не умею, а ржать могу «Иго, го!».
– Спасибо! Мне не надо, – сказал Щенок и сел, отпустив голову.
Пришёл Кот, и, умываясь важно говорит:
– Могу научить мяукать. И будешь мышей гонять и по крышам гулять. Ха-ха! Мяу!
– Не-ет! – сказал Щенок и заплакал.
Друзьям жалко стало Щенка и стали думать, как помочь. Подумали, пошептали и тихо подсчитали: «Раз, два, три!» и закричали: «Во-олк!». Щенок быстро встал, уши поднял:
– Где, где? Ге-ге, Га-га! Гав, гав! – залаял и дальше зарычал: «Р-р-р!».
Друзья засмеялись. Щенок понял, как друзья ловко научили его лаять и рычать.
Игра в ледяной театр
В старину дети русских сибиряков играли в «Игру в ледяной театр». Играли примерно вот так: аккуратно снимали тонкий лёд с мёрзшей лужицы под осень размерами 50х30 см, устанавливали глыбу в вертикальное положение и закрепляли снегом. Этот лёд служил экраном театра, за ним разыгрывали кукольные представления-спектакли: «Репка», «Колобок» и другие, подобно эпизодам мультфильма «Ёжик в тумане».Виктор Куулар, автор книги «Игра оживления кукол»
Рекомендуем почитать
- Разговор с камушком
- О чём просила министра принцесса с единорогом?
- Настольные игры для всей семьи
- ECCE 2018
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку