"Игры и Игрушки" №4-2021
Играем дома или как создать развивающую среду
Для ребёнка развивающая среда – это весь мир вокруг него! Листья, цветы, палки, шишки, мебель, игрушки, мамины кастрюли и особенно пространство детской комнаты. Ведь именно в детской малыш проводит большую часть своего времени. О том, как правильно организовать детское пространство, расскажем в этой статье
Мы живём в разных условиях, но проблемы, с которыми сталкиваются родители, очень похожи: игрушек слишком много, нет порядка, ребёнок не играет самостоятельно, комната выглядит неуютно, не привлекательно… Казалось бы, детская – это окно в волшебный мир детства, здесь все предметы должны располагать к игре, а игра к развитию, на деле же, у некоторых семей всё обстоит по-другому. Кто может им помочь? Психолог, дизайнер - организатор пространства? Что почитать или на какие курсы пойти молодым родителям, что они делают не так, раз дети не играют самостоятельно? Может, это новое поколение «неиграющих» детей, которым нужны готовые решения: гаджеты с установленными приложениями, игрушки с дистанционным управлением, говорящие куклы, интерактивные животные, аниматоры на праздниках…
Удивительно, но на помощь может прийти правильное обустройство детского пространства. Нагрузив детскую игрушками, вы не решите проблему игры, нужно всё досконально продумать. Начать стоит с подборки необходимого по возрасту игрового материала. Поскольку игра и активность ребёнка являются основным показателем его развития, необходимо подобрать малышу такие игрушки/предметы, которые будут «приглашать» его играть. Были проведены исследования, где сравнивали уровень игры детей и используемый игровой материал. Так вот самые простые, открытые предметы (которые не всегда были игрушками в прямом смысле) стимулировали фантазию, увлекали детей намного дольше и использовать их можно было совершенно по-разному.
Несмотря на огромное количество модных героев в детских магазинах, вспомните о проверенных временем игрушках: неваляшке, матрёшке, пирамидке, коляске для кукол, игровой посуде, мяче. Именно они должны быть must-have (необходимыми) в детской для соответствующего возраста. Чтобы ребёнок стал в них играть, есть простая хитрость. Так как внимание детей цепляет то, что находится на видном месте, подобранный материал нужно выставлять с утра на полочке или выносить в неглубоком контейнере. Каждый день можно менять игрушки или добавлять что-то новое. Пытливый детский ум будет исследовать этот новый предмет – это очевидно. Если таких вещей немного, ну, например, 2-3 штуки, то ребёнок будет искать разные способы взаимодействия с ними за неимением готовых решений. Но, когда в доступе детей находится целый шкаф или огромный контейнер, набитый до отказа разнообразными игрушками, ценность отдельного предмета теряется, и дети в лучшем случае просто перебирают игрушки, а чаще просто высыпают всё на пол и уходят в другую комнату.
Кроме дозированного и продуманного появления новых игрушек и игрового материала в детской следует обратить внимание на удобство мебели. Даже двухлетка может открыть ящик, взять и надеть пижамку, если ящик удобно расположен и легко открывается. А когда рядом с кроваткой расположена открытая полочка для книг, выбрать любимую сказку и полистать её перед сном, при свете ночника, станет приятным каждодневным ритуалом.
Мы, взрослые, создаём условия для развития наших детей. От нас зависит инициатива, самостоятельность и уровень детской игры. Дети делают выбор только тогда, когда мы им его предоставляем. Наша забота – сделать так, чтобы все наши ходы были изначально верными.
Главная цель правильной организации пространства в детской комнате заключается в том, чтобы создать среду, которая будет способствовать саморазвитию малыша, побуждать к исследовательской, познавательной деятельности. Доступность игровых материалов, правильно подобранных для решения определённых задач будет стимулировать самостоятельную активную деятельность ребёнка. Когда родители подходят к организации детского пространства с умом, меняется не только подход к игрушкам и системе развития, изменяются и отношения в семье. Уходит раздражительность, создаётся гармоничная атмосфера.
Неважно, арендуете ли вы студию, имеете квартиру или живёте в частном доме, где у каждого члена семьи отдельная комната, развивающую среду можно создать в любом месте. Игрушки могут приглашать к игре, а интерьер этому способствовать. Растите и развивайте детей в правильных условиях!
Мы живём в разных условиях, но проблемы, с которыми сталкиваются родители, очень похожи: игрушек слишком много, нет порядка, ребёнок не играет самостоятельно, комната выглядит неуютно, не привлекательно… Казалось бы, детская – это окно в волшебный мир детства, здесь все предметы должны располагать к игре, а игра к развитию, на деле же, у некоторых семей всё обстоит по-другому. Кто может им помочь? Психолог, дизайнер - организатор пространства? Что почитать или на какие курсы пойти молодым родителям, что они делают не так, раз дети не играют самостоятельно? Может, это новое поколение «неиграющих» детей, которым нужны готовые решения: гаджеты с установленными приложениями, игрушки с дистанционным управлением, говорящие куклы, интерактивные животные, аниматоры на праздниках…
Удивительно, но на помощь может прийти правильное обустройство детского пространства. Нагрузив детскую игрушками, вы не решите проблему игры, нужно всё досконально продумать. Начать стоит с подборки необходимого по возрасту игрового материала. Поскольку игра и активность ребёнка являются основным показателем его развития, необходимо подобрать малышу такие игрушки/предметы, которые будут «приглашать» его играть. Были проведены исследования, где сравнивали уровень игры детей и используемый игровой материал. Так вот самые простые, открытые предметы (которые не всегда были игрушками в прямом смысле) стимулировали фантазию, увлекали детей намного дольше и использовать их можно было совершенно по-разному.
Несмотря на огромное количество модных героев в детских магазинах, вспомните о проверенных временем игрушках: неваляшке, матрёшке, пирамидке, коляске для кукол, игровой посуде, мяче. Именно они должны быть must-have (необходимыми) в детской для соответствующего возраста. Чтобы ребёнок стал в них играть, есть простая хитрость. Так как внимание детей цепляет то, что находится на видном месте, подобранный материал нужно выставлять с утра на полочке или выносить в неглубоком контейнере. Каждый день можно менять игрушки или добавлять что-то новое. Пытливый детский ум будет исследовать этот новый предмет – это очевидно. Если таких вещей немного, ну, например, 2-3 штуки, то ребёнок будет искать разные способы взаимодействия с ними за неимением готовых решений. Но, когда в доступе детей находится целый шкаф или огромный контейнер, набитый до отказа разнообразными игрушками, ценность отдельного предмета теряется, и дети в лучшем случае просто перебирают игрушки, а чаще просто высыпают всё на пол и уходят в другую комнату.
Кроме дозированного и продуманного появления новых игрушек и игрового материала в детской следует обратить внимание на удобство мебели. Даже двухлетка может открыть ящик, взять и надеть пижамку, если ящик удобно расположен и легко открывается. А когда рядом с кроваткой расположена открытая полочка для книг, выбрать любимую сказку и полистать её перед сном, при свете ночника, станет приятным каждодневным ритуалом.
Мы, взрослые, создаём условия для развития наших детей. От нас зависит инициатива, самостоятельность и уровень детской игры. Дети делают выбор только тогда, когда мы им его предоставляем. Наша забота – сделать так, чтобы все наши ходы были изначально верными.
Главная цель правильной организации пространства в детской комнате заключается в том, чтобы создать среду, которая будет способствовать саморазвитию малыша, побуждать к исследовательской, познавательной деятельности. Доступность игровых материалов, правильно подобранных для решения определённых задач будет стимулировать самостоятельную активную деятельность ребёнка. Когда родители подходят к организации детского пространства с умом, меняется не только подход к игрушкам и системе развития, изменяются и отношения в семье. Уходит раздражительность, создаётся гармоничная атмосфера.
Неважно, арендуете ли вы студию, имеете квартиру или живёте в частном доме, где у каждого члена семьи отдельная комната, развивающую среду можно создать в любом месте. Игрушки могут приглашать к игре, а интерьер этому способствовать. Растите и развивайте детей в правильных условиях!
Анастасия Ошкало,
педагог-психолог, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Ракета. Российский производитель!
- Быстрый ReDecor интерьера
- Оранжевый слон: мы придумываем идеи – вы наслаждаетесь творчеством!
- Детские психологи рекомендуют
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку