"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Игра – увлекательное путешествие
«Логические блоки Дьенеша» – абстрактно-дидактическое средство, разработанное венгерским математиком и психологом З. Дьенешем. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Данный материал развивает логику, формирует познавательные процессы и мыслительные операции. Блоки помогают развивать у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие. Дети учатся описывать, абстрагировать, классифицировать, кодировать и декодировать свойства фигур, работать по схемам-обозначениям, креативно мыслить, проявлять творческое воображение.
Блоки Дьенеша – потрясающее поле для воспроизведения различных игр разной сложности. Они дают колоссальную возможность заложить фундамент знаний у детей. И это подчёркивается в древней пословице: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Ведь, научившись делать и понимать, ребёнок непременно выдаст свои способности, таланты и подчеркнёт свою индивидуальность.
Итак, чтобы совершить путешествие в увлекательный интеллектуальный мир, надо хорошо подготовиться. Для начала составить план – сказочный, загадочный, интересный сюжет. А волшебные фигуры, способные превращаться в самые разнообразные образы, помогут нам. Познакомиться с блоками малышам помогут их первые стихи: «Идёт бычок качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку», «Самолёт». Однозначно с трепетом и радостью ребёнок вспомнит стихотворение и узнает героя. С помощью фигур малыш сможет оживить его или нарисовать. Приятно осознавать и наблюдать, с какими чувствами ребёнок знакомится с фигурами.
Со временем можно попросить выложить героя по памяти, не выставляя картинку-образец. Выкладывание изображения по памяти или других вариантов запускает мыслительные процессы и воображение. Не торопитесь убирать фигуры, дайте малышу пофантазировать и сложить своё изображение из этих блоков. Познакомившись с разноцветным приятным материалом, маленький гений может самостоятельно что-нибудь построить. Блоки также можно сочетать с другими видами конструкторов и игрушек.
Играя с фигурами, начинаем знакомить детей с формой, цветом, размером. Очень интересно поиграть с малышом в игру «Волшебный мешочек» с помощью блоков Дьенеша. Знакомые фигуры необходимо сложить в мешочек. Ребёнок на ощупь угадывает фигуру, тем самым закрепляет её название и форму, величину и размер. Поиграйте с детьми в игру «Какая фигура спряталась». Внимание детей сосредоточенно на фигурах на протяжении всей игры.
Какое же путешествие без зашифрованных знаков, карты и приключений? В путешествии в интеллектуальный мир не обойтись без волшебных фигур, которые способны превратиться и в дидактический материал, и атрибут, и героев сюжетных игр, и ориентир в подвижных играх, и продукт детского творчества.
Игра «Найди свой домик» помогает малышу развивать не только внимание и наблюдательность. Ребёнок начинает ориентироваться в пространстве. В такой игре он физически активен и увлечён поисками своего домика. Домиками могут быть различные ориентиры под цвет или форму фигур. В игру «Найди свой домик» можно начинать играть детям с трёх лет. Домиками для малышей могут быть три обруча жёлтого, красного и синего цветов. Дети по цветам разложат фигуры и закрепят название цвета.
Изучая и закрепляя геометрические формы, детям будет полезно разложить в игре фигуры по форме, используя фигуры различного размера и цвета. А если усложнить задачу, то можно классифицировать фигуры по нескольким признакам одновременно. Детям уже надо серьёзно поразмыслить, столкнувшись с непростой задачей. Поиски домика станут настоящим квестом, если усложнить игру, закодировав дверь домика символами. Во время игры можно менять расположение домиков, ориентиров, а также фигуры у детей.
В старшем возрасте для увлекательности игр вводим обозначения свойств фигур, т. е. кодируем и декодируем информацию. Эти умения просто необходимы секретным агентам и искателям сокровищ. Кодирование информации развивает память, внимание, наблюдательность, мышление. Сначала непросто ребёнку запомнить символы и коды. Однако, научившись их распознавать и читать, он сможет самостоятельно кодировать информацию, придумывать сюжет игры и различные задания. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте – залог успешного обучения в школе.
Но, чтобы не заблудиться, надо научиться ориентироваться на местности, прокладывать путь по зашифрованным следам, как в одной из следующих игр «Проложи дорожку к дому». В данной игре ребёнок не только узнаёт изображения знакомых фигур, декодирует свойства фигур, но и учиться ориентироваться на плоскости, называя направления «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вперёд». Аналогично взрослый может представить разные варианты игры: усложнить, разнообразить, добавить героев. В игру можно играть не только индивидуально, но и в паре, а также игроков может быть столько, сколько героев, обозначенных в игре.
И наконец, накопив багаж знаний и умений, мы можем смело предложить юным искателям приключений отправляться на поиски сокровищ. Конечно, без главного атрибута – карты не обойтись. Карту можно нарисовать вместе с ребёнком, тем самым вовлекая участника приключений в творческий процесс создания атрибутов (карты, ключа, сундука, клада). Можно распределить обязанности, а можно разделиться на команды, организовать квест или эстафету. Для дошкольников старших, подготовительных групп может получиться настоящее увлекательное путешествие. Интеллектуальная игра станет интересным, занимательным, а главное полезным приключением.
А вот и карта. Мы вышли из замка и по стрелочкам должны добраться до дерева, где спрятан ключ. Но не просто открыть сундук. Надо расшифровать ключ. С помощью отрицания мы находим правильный цвет фигуры. Если мы правильно расшифровали ключ, то непременно его волшебная сила откроет сундук. Проверяем! Всё сделали правильно. Замок открыт! Мы нашли сокровище! Играйте с детьми! Ведь игра – это увлекательное путешествие!
Валентина Астанина,
Воспитатель, ГБОУ
Школа № 2044, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии