"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Игра «Салат»
Позвольте представить вниманию читателей игру, которую я условно назвала «Салат». Почему название условное, объясню позже. Для начала – правила игры. В игру могут играть пять и более участников. Необходимый инвентарь: стулья (на один меньше, чем количество участников). Участники выбирают ведущего, и все, кроме ведущего, садятся на стулья лицом в круг. Каждый участник, в том числе и ведущий, придумывает и громко называет свой ингредиент салата, например, огурец, яблоко, морковь, соль и другие. Участники игры должны запомнить названия всех ингредиентов. Затем ведущий встаёт в середину круга и говорит: «Я готовлю салат из …», - и начинает перечислять желаемые ингредиенты, например, огурец, помидор, колбаса, соль, яйцо. Названные участники встают со стульев. Закончив перечисление, ведущий произносит: «Перемешиваю!». По этому сигналу названные участники игры должны пересесть на другой стул, а ведущий – успеть занять свободное место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим. Игра может повторяться любое количество раз. В неё можно играть в свободное время как в помещении, так и на улице. При отсутствии стульев можно обозначить места детей в кругу на полу или на земле.
Теперь расскажу о том, почему название «Салат» условное. По этим же правилам можно не только готовить салат, но и покупать в магазине продукты, игрушки, предметы личной гигиены, одежду, обувь, мебель, школьные принадлежности, инструменты и материалы для ремонта, собирать чемодан или рюкзак для путешествия или даже планировать путешествия, выбирая, куда и на чём ехать. В каждом конкретном случае необходимо озвучить новое название игры, например, «Магазин игрушек», «Рынок», «Чемодан», «Путешествие». Следует придумать начальные и сигнальные слова для ведущего, например: «Я покупаю…», «Расплачиваюсь», «Я кладу в свой чемодан…», «Я отправляюсь в путешествие в (куда), на (на чём)…
Участники игры должны в каждом случае выбирать себе соответствующие теме игры названия предметов. Если игроки отправляются за покупками в магазин, то выбирают названия товаров, которые там можно приобрести. Если упаковывают чемодан или рюкзак, то выбирают названия предметов, необходимых для путешествия, похода или пикника. Если планируют путешествие, то выбирают названия географических пунктов, которые будут посещать, или транспорта, на котором будут путешествовать. А если они собираются строить или ремонтировать дом, то называют инструменты и материалы.
Эта игра может быть использована не только как досугово-развлекательный инструмент. В ней скрыт также немалый образовательный потенциал. С её помощью дети могут освоить и закрепить умения обобщать, классифицировать, подбирать необходимое, исключать лишнее. В процессе игры развивается внимание, реакция, расширяется словарный запас. Как и любая другая игра с правилами, «Салат» помогает детям научиться действовать в соответствии с этими самыми правилами, но, в отличии от многих других игр, предлагаемая нами игра также даёт детям возможность научиться модифицировать правила под конкретную ситуацию.
Для педагога-психолога ценность этой игры заключается ещё и в возможности использовать её как некий первичный социометрический инструмент. Играя в «Салат» с разными группами детей 6-7 лет я заметила, как особенности отношений в детском коллективе отражаются на течении игры. Ещё на подготовительном этапе выявляются:
- лидеры, которые активно включаются в распределение «ролей» и организацию игры;
- дети с широким словарным запасом, способные предложить различные варианты названий по теме;
- «миротворцы», уступающие своё название другому;
- пассивные, стеснительные дети;
- дети, неспособные быстро назвать предмет, относящийся к теме, из-за особенностей мышления или темперамента, бедности словарного запаса.
В заключение, в качестве иллюстрации, хочу привести пример развития событий в процессе игры в «Салат». Подготовительная группа детского сада. В группе есть явно непопулярный ребёнок, который часто конфликтует с детьми, влезает в чужую игру, нарушая её ход, и требует, чтобы дети играли только по его правилам. При этом он медлителен, невнимателен, часто отвлекается, говорит и делает что-то невпопад, очень бурно реагирует на неудачи или отказ, кричит, плачет. Дети сторонятся его, не принимают в свои игры, стараются отгородиться от него. Этой группе я предложила игру «Салат». Объяснила правила, выбрали ведущего, придумали ингредиенты. Ребёнок, о котором идёт речь, сказал, что будет «яйцом». Началась игра. Первый, второй, третий, пятый ведущий – никто «яйцо» в свой салат не кладёт. При этом все остальные дети «побывали в салате» минимум один-два раза. Этот ребёнок, видя, как развиваются события, говорит: «Я хочу поменять ингредиент. Теперь я буду солью». С этого момента каждый ведущий солил свой салат. А после игры некоторые дети отметили находчивость этого мальчика, хотя ранее они считали его глупым.
Таким образом, представленная мною игра может быть использована как в образовательном процессе, так и вне его; как самостоятельная единица и в качестве элемента непрерывной образовательной деятельности. В эту игру интересно играть не только дошкольникам, но и старшим детям, и даже взрослым. Надеюсь, что моя игровая находка понравится читателям.
Наталья Актанко, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 5
раб. посёлок Хор, Хабаровский край
Рекомендуем почитать
- Новогодние и Рождественские сказки
- Эксперимент бренда Baby Alive и психолога: какие поведенческие установки мам передаются дочкам?
- Акция!
- Выбираем детский конструктор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии