"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Игра-мозаика «100 кубиков»
Идея создания проекта – игры-мозаики «100 кубиков» принадлежит учителю изобразительного искусства и профессионально-трудового обучения (столярного дела) Денисову Сергею Вячеславовичу, который в период с 2013 по 2020 год работал в школе-интернате. Проект явился откликом на сложившуюся ситуацию с переизбытком материалов (картона). В образовательной организации действовало положение о дополнительном кормлении обучающихся детей пудингами, соками, которые поставлялись в школу в аккуратных картонных коробках. Через несколько недель количество коробок упаковки и коробочек от самих соков явилось мини-проблемой. Заметив в этом не только проблему, но и возможность получения бесплатного качественного вторсырья были придуманы два больших творческих проекта: «Игра «100 кубиков» и «Макет женского платья из бабочек (из вторсырья) для показа моды на праздничном мероприятии школы». Для игры мы использовали большие упаковочные коробки, у которых уже изначально были готовы некоторые линии сгиба и заданы перпендикуляры. Обучающиеся старших классов научились построению развёрток кубика и с удовольствием занимались вычерчиванием и вырезанием ножницами этих заготовок в свободное время. Таким образом, мы решили сразу несколько задач, на примере которых закрепили важность переработки, казалось, ненужных материалов.
Игра «100 кубиков» представляет собой мозаику из картонных кубиков, которая позволяет составлять «пиксельные» картинки по представлению или по предлагающимся схемам. Для этого ребёнку необходимо извлечь поочерёдно кубики из углубления, проворачивая их в руках до нужного цвета на лицевой грани, вставить их обратно в ячейку.
Всего в мозаике 100 кубиков. Это число необходимо для возможности составления образов с более округлыми гранями. Чем меньше кубиков, тем меньше «пикселей» изображения, и оно получается угловатым. Каждый кубик имеет по шесть цветных граней, где у каждой свой цвет (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, белый). С цветами граней можно экспериментировать в зависимости от будущего использования игры (например, для имитации флага Российской Федерации понадобятся белый, синий, красный цвета).
Кубики располагаются в квадратных сотах (площадь – 1 метр). В пилотной версии всё изготовлено из картона. Конструкция размещается на стенде из ДСП. Плоскость конструкции имеет небольшой наклон, чтобы кубики не выпадали. Изготовление большого стенда необязательно. Кубики легко извлекаются, поскольку глубина сот делается на 2 см меньше длины стороны кубика, а габариты боковых сторон соты несколько больше сторон кубика. С габаритами кубиков и сот можно экспериментировать в зависимости от поставленных целей пособия (развитие мышц кистей рук и т.д.) и от индивидуальных особенностей обучающихся (кому-то может с трудом даваться широкий хват кистью руки большого кубика).
Для плодотворных занятий с игрой «100 кубиков» понадобятся схемы, на которых изображены разные примеры картинок, которые можно сложить, доставая поочерёдно кубики, проворачивая их до нужного цвета и вставляя обратно. Схемы обязательно должны быть пронумерованы по горизонтали и вертикали для удобства отсчёта расположения кубиков.
Игра-пособие «100 кубиков» имеет комплексное обучающее воздействие на учеников. Начиная с самого изготовления игры, что является приобщением к работе в коллективе, обучением ребят построению развёрток объёмных фигур с соблюдением перпендикулярности углов, схожести размеров у большого количества развёрток, приобщением к переработке вторсырья, и продолжая самой игрой при построении изображений. Играя, обучающиеся развивают математический счёт, закрепляют понятия о цветах, упражняются композиции на плоскости, развивают воображение. Игра «100 кубиков» имеет применение почти ко всем праздникам и памятным событиям, которые отмечаются в школе (Новый год, 8 Марта, 9 мая, день Государственного флага Российской Федерации, День Матери, 1 сентября и т.д.).
Возможны различные модификации этой игры-пособия, над чем сейчас и работает её автор. Например, для коррекционных классов грани кубиков могут иметь разную фактуру (развитие тактильных ощущений, релаксация). Это достигается при использовании в оформлении кубиков различных тканей, материалов, которые заменят простую цветную бумагу. В свою очередь, это занятие – оформление кубиков новой тканевой обшивкой – может быть обыграно с привлечением учителя швейного дела, который может разглядеть в этом интересную разработку для коллективной работы по выкройке и шитью кожухов для кубиков. Итогом может явиться плодотворное сотрудничество учителей разных профилей.
В игру «100 кубиков» можно играть вдвоём. Это упрощает процесс, так как кубиков много, а также способствует взаимодействию детей друг с другом во время решения выбранной ими задачи (картинки). Можно подсказывать друг другу, указывая на ошибки в симметрии композиции. Замаскировать свою неудачу вдвоём тоже гораздо быстрее (преодоление негативных переживаний). Использование стенда «100 кубиков» в школьном коридоре для возможности проводить своё свободное время обучающимися детьми, упражняясь на нём, имеет ещё один важный момент. Это демонстрирование своего успеха всей школе (обществу). Незамеченным результат труда не останется. Каждый понимает это, и даже самый робкий, скучающий на перемене ученик может «заявить о себе».
Игра-мозаика «100 кубиков» прошла апробацию в коррекционной школе-интернате в период с 2017 года по 2019 год. Учителями-дефектологами, логопедами выявлены неожиданные улучшения в учёбе у детей, занимавшихся этой игрой в свободное время по собственному желанию. В частности, логопедом и учителем математики Тарусовой Раисой Борисовной были замечены улучшения в математическом счёте и письме у учеников. Учителем изобразительного искусства были замечены улучшения в запоминании оттенков цветов и построении композиции на листе во время рисования.
Наличие почти у каждого обучающегося ребёнка своего смартфона с фотокамерой упрощает процесс сохранения полученного им результата творчества на стенде. Ребята складывают в мозаике картинку, фотографируют её и делятся друг с другом. Это позволяет создать банк полученных произведений, который может использоваться в дальнейшем не только методически, но и как материал для самостоятельной выставки фотографий.
Сергей Денисов, учитель по изо и пто,
МБОУ КОШИ, р. п. Магнитка,
Кусинский район, Челябинская обл.
Рекомендуем почитать
- Игры в непогоду
- Раскрась свой Новый год!
- Пирамидка-сортёр
- Производство шахмат, игрушек и спорттоваров
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии