"Игры и Игрушки" №6-2017
Говорящие игры
Мяч
Игры с перекидыванием мяча доступны даже самым маленьким. Бросая мяч двухлетнему ребёнку, вы можете поиграть в игру на звукоподражание животным: «У кого какой голос?». - Кошка как мяукает? (Мяу-мяу.) Собака как лает? (Ав-ав.) Корова как мычит? (Му-му.) и так далее.Для малышей постарше (среднего дошкольного возраста) подходит игра «Вверх-вниз», где мы развиваем речевое внимание, мышление и координацию движений. Исходное положение – мяч на уровне груди, обозначаем ребёнку ситуацию: если то, о чём я говорю, происходит наверху - ты поднимаешь мяч и произносишь слово «вверху», если внизу – опускаешь мяч вниз и говоришь «внизу».
Самолёт летит в небе (руки вверх).
Муравей ползает по земле (руки вниз).
Яблоки растут на дереве (руки вверх).
Яблоки упали на землю (руки вниз).
Дети запустили воздушного змея (руки вверх).
Космонавт полетел на луну (руки вверх).
Игрушка упала на пол (руки вниз).
Мяч разговорит дошкольника, и в игре «Что есть что», перекидывая его малышам мы узнаем: «Что бывает круглое?», «Что бывает зелёное?», «Что ты видишь вокруг?» и так далее. В игре «Назови ласково» ребёнок научится строить ласкательные формы: мяч – мячик и так далее. Игра «Наоборот» поможет активизировать понятие противоположностей: большой – маленький. И, конечно же, старая добрая игра «Съедобное – несъедобное», в которую и современные дети играют с удовольствием, позволит задействовать мыслительные процессы.
LEGO
Многофункциональность LEGO можно объяснить хотя бы многозначностью самого термина, диапазон перевода которого от «Я собираю» до «Слушаю. Произношу. Читаю». Собственно, именно этим мы и занимаемся! И с LEGO это делать ещё занимательней! Даже элементарное повторение слогов и слов гораздо интереснее, если за каждое правильное повторение ребёнок получает детальку, из множества которых можно построить башню или ещё что-нибудь. С каждым кирпичиком мы выстраиваем речь от слова до рассказа!Несколько лет моего активного инвестирования в конструкторы LEGO не прошли даром. Собралась большая команда человечков, среди которых нашлись одинаковые, именно они вдохновили меня на моделирование игры «Близнецы». Правила перенесены из настольной игры «Guess who».
На LEGO-платформу выставляются фигурки человечков (взрослые и дети мужского и женского пола) и 5-6 кирпичиков. Водящий прячет близнеца в коробочку. Игрокам раздаются кирпичики из расчёта 1 кирпич - 1 вопрос, который может задать отгадывающий. Если отгадывает 1 человек – у него есть 5 вопросов, если отгадывают двое – у каждого по 3 вопроса, трое – по 2 вопроса, четверо – по одному вопросу и пятый вопрос задаётся сообща; пятеро или шестеро – по одному вопросу.
Участникам игры сообщается, что у кого-то из человечков есть близнец, который спрятан в секретной коробке. Задача игроков: с помощью наводящих вопросов отгадать, чей двойник спрятан в коробке. Игрокам предлагается внимательно разглядеть человечков и найти у них что-то общее (цвет волос, наличие головного убора, одежда, возраст и т.д.).
Когда отгадывающий задал вопрос, он прикрепляет кирпичик на платформу, следующий игрок после своего вопроса крепит свой кирпичик к предыдущему, таким образом строится башенка. После того, как игрок получает ответ водящего, он сажает на платформу тех человечков, которые не соответствуют описанию близнеца. Методом исключения игроки выявляют загаданную фигурку. Когда у игроков закончились вопросы (5-6), они должны сделать свой выбор, поставив кирпичик у фигурки, которая, по их мнению, имеет близнеца. После того, как все проголосовали, водящий достаёт двойника из коробки и ставит его рядом с близнецом. Выигрывает тот, кто отгадал.
Крот
И, наконец, если под рукой нет ничего, кроме самой руки, у вас есть прекрасная возможность сыграть в не менее интересную игру. Взрослый берёт кисть руки ребёнка и просит его закрыть глаза. Массируя пальцы лёгкими движениями, взрослый рассказывает стихотворение про крота:Крот совсем слепой, и всё же
Он читать на ощупь может.
Трудно это или нет?
Мы сейчас найдём ответ!
Далее, вы произносите слова, слегка сжимая своими большим и указательным пальцами подушечки пальцев ребёнка. Достаточно задействовать три пальца, например, большой, указательный, мизинец. Ребёнок запоминает, к какому пальцу какое относится слово. Затем вы вразброс пожимаете подушечки пальцев, а ребёнок с закрытыми глазами называет соответствующие слова, ориентируясь на свои тактильные ощущения.
Говорящие игры не просто развивают речь, они дарят живое общение, вызывая порой незабываемые эмоции. Попробуйте, вам понравится!
Светлана Родина, учитель-логопед
высшей кв. категории, г. Москва
Рекомендуем почитать
- География патриотизма
- Путешествие в страну «Математики» на Кораблике «Плюх-Плюх»
- Раннее развитие с «Кубиками Зайцева»
- Милая Мелл - кукла с секретами!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии