"Игры и Игрушки" №1-2013
Готовимся к судоку: головоломки для дошкольников
Термин «судоку» можно перевести с японского языка как «су» — цифра, «доку» — стоящая отдельно.
Если взрослым людям решение подобных головоломок позволяет отдохнуть от повседневных забот, то детям — развивать такие полезные качества как концентрацию, внимание, зрительную память, аналитические способности.
Судоку имеет множество разновидностей. Наиболее распространённый вариант, имеющий игровое поле из восьмидесяти одной клетки — сложная головоломка для начинающих, поэтому мы будем изучать эту игру постепенно, начиная с самых простых конструкций. Для большей привлекательности, особенно для дошкольников, на первых занятиях мы будем избегать цифр. А темой самого первого нашего занятия станет игра «Заполни», в которую могут играть дети, начиная с трёхлетнего возраста.
Итак, имеется игровое поле размером 3х3 клетки, которые нужно заполнить определённым образом. Для упрощения игры на поле имеется несколько уже заполненных клеток, задающих алгоритм последующего решения игровой задачи. В этой игре мы будем рассматривать два различных варианта заполнения.
Вариант 1. В каждой строке (или в каждом столбце) не должно быть одинаково заполненных клеток.
Простейшие задания, в которых строки и столбцы состоят из одинаково закрашенных клеток, выглядят следующим образом:
Как играть с детьми в подобную игру? Можно вырезать из цветной бумаги девять квадратиков, расположить их в определённом порядке, удалить несколько и предложить восстановить первоначальный порядок. Или просто нарисовать на бумаге игровое поле и закрасить тремя цветами несколько клеточек.
Можно составить простейшую учебную программу по освоению этой игры. Первые задания — заполнение только одной недостающей клетки (рис. 1а). Следующие задания — заполнение поля с двумя недостающими клетками, затем — с тремя (рис. 1б) и так далее, до самого сложного уровня — заданий с пятью недостающими клетками (рис. 1в).
После освоения этой игры можно переходить к следующему варианту.
Вариант 2. В каждой строке и в каждом столбце не должно быть одинаково заполненных клеток.
Теперь в наших упражнениях не должно встречаться одинаково закрашенных клеточек и в каждой строке, и в каждом столбце. Последовательность усложнения заданий такая же, как в первом варианте (рис. 2а–2в). Можно вырезать клеточки из цветной бумаги или нарисовать.
Можно также разнообразить подобные задания, используя в качестве игрового материала не цветные квадратики, а разнообразные символы (рис. 3а–3в).
После освоения этого варианта можно вновь усложнить задания: использовать наборы, которые различаются ещё и формой (рис. 4а), размером (рис. 4б), взаимных расположением составляющих их элементов (рис. 4в).
Теперь получились действительно сложные задания, которые могут решать далеко не все взрослые люди. Главное при освоении приёмов их решений — идти от простого к сложному, постепенно увеличивая количество заполняемых полей. И не забывать про разнообразие игрового материала. В заключение приводим ещё несколько примеров подобного материала для рисования:
В компьютерные версии приведённых в этом выпуске журнала игр можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей от 4 до 9 лет.
Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии