"Игры и Игрушки" №5-2018
Голос из гаджета
Книги… Они сопровождают людей всю жизнь, являясь их постоянными спутниками, помогая решать трудные жизненные проблемы и разбираться в непростых ситуациях. Но любимая книга не всегда оказывается под рукой. И тут на помощь нашему обществу приходит прогресс, заменивший сначала привычный нам бумажный формат книг на электронный, а затем, и вовсе – на звуковой. Споры о пользе и вреде аудиокниг с каждым годом набирают новые обороты, но давайте разберёмся вместе, оправданны ли «книжные войны».
Отдельно можно выделить специальные игрушки для детей с функцией воспроизведения аудиофайлов. С их помощью малыши в любой момент самостоятельно могут послушать любимые стишки и сказки, просто нажав «заветную» кнопку. Возьмём, к примеру, ночники. У многих из них есть «флешки» на несколько гигабайт для закачивания сказок, песен и даже любимого маминого голоса.
Итак, как и у любых изобретений, у аудиокниг есть свои достоинства и, конечно, недостатки. Сегодня мы поговорим о том, как извлечь максимальную выгоду для развития детей и избежать возможных негативных последствий от общения с «голосом из гаджета». Разделим условно все аудиокниги на несколько целевых аудиторий: для малышей, дошкольников, школьников и тинейджеров.
Начнём с аудиокниг для малышей. Среди них самыми популярными и востребованными являются аудиосказки, аудиоспектакли, аудиостихи и аудиопотешки. В этом возрасте дети активно развиваются и познают окружающий мир, и немаловажной составляющей является их приобщение к литературе. Психологи и педагоги рекомендуют начинать знакомство с коротких стишков, песенок и потешек, так как именно они лучше всего усваиваются крохами. Ну и конечно сказки! Сказки любят слушать дети любого возраста. Момент знакомства с ними символизирует новый этап жизни малыша с развитием воображения, пополнения словарного запаса, улучшения памяти и умением отличать добро от зла.
Так не спеша мы дошли до аудиокниг для дошкольников. Их репертуар существенно не меняется: самыми востребованными остаются аудиосказки, аудиоспектакли и добавляются аудиоэнциклопедии. Ключевым моментом является тот факт, что в этом возрасте дети учатся читать самостоятельно, и тут главное пробудить в них интерес к литературе в целом, а потом постоянно его поддерживать.
А что же аудиокниги? С этого момента им нет места в жизни? Мы приведём вам несколько очень важных аспектов в их пользу:
Минусы аудиокниг для дошкольников:
Для школьников и тинейджеров в большей степени предлагаются развивающие аудиоэнциклопедии, аудиокниги из школьной программы, а также аудиокурсы иностранных языков. Все они призваны помочь детям в учёбе и максимально облегчить им жизнь.
Несомненная польза есть и у этих аудиокниг:
Теперь перейдём к минусам, куда без них?
«И как же быть?» – спросите вы. Ведь запрещать детям что-либо – это не выход! Возможно, что чередование аудиокниг с классическим чтением – это и есть самый лучший вариант для восприятия информации? И не стоит считать аудиокниги равноценной заменой бумажных книг, а относиться к ним, как к иному жанру со своими особенностями?
Когда же появились первые аудиокниги?
А произошло это в начале XX века. Были они абсолютно бесплатными и предназначались исключительно для слепых и слабовидящих людей. Как вы понимаете, это отнюдь не изобретение последнего десятилетия. Вспомните своё детство: ведь и вам родители ставили сказки на виниловых грампластинках. С тех пор, мало, что поменялось. Просто на смену им пришли новые технологии, сменившие лишь носителей и способы воспроизведения. К носителям теперь можно отнести CD-диски или внешние жёсткие диски, а также привычные флеш-диски. А способов воспроизведения и того больше: компьютеры, планшеты, смартфоны, MP3-плееры.Отдельно можно выделить специальные игрушки для детей с функцией воспроизведения аудиофайлов. С их помощью малыши в любой момент самостоятельно могут послушать любимые стишки и сказки, просто нажав «заветную» кнопку. Возьмём, к примеру, ночники. У многих из них есть «флешки» на несколько гигабайт для закачивания сказок, песен и даже любимого маминого голоса.
Итак, как и у любых изобретений, у аудиокниг есть свои достоинства и, конечно, недостатки. Сегодня мы поговорим о том, как извлечь максимальную выгоду для развития детей и избежать возможных негативных последствий от общения с «голосом из гаджета». Разделим условно все аудиокниги на несколько целевых аудиторий: для малышей, дошкольников, школьников и тинейджеров.
Начнём с аудиокниг для малышей. Среди них самыми популярными и востребованными являются аудиосказки, аудиоспектакли, аудиостихи и аудиопотешки. В этом возрасте дети активно развиваются и познают окружающий мир, и немаловажной составляющей является их приобщение к литературе. Психологи и педагоги рекомендуют начинать знакомство с коротких стишков, песенок и потешек, так как именно они лучше всего усваиваются крохами. Ну и конечно сказки! Сказки любят слушать дети любого возраста. Момент знакомства с ними символизирует новый этап жизни малыша с развитием воображения, пополнения словарного запаса, улучшения памяти и умением отличать добро от зла.
В чём же польза аудиокниг для малышей и есть ли она?
- Во-первых, аудиокниги можно слушать как дома, так и на прогулке, в дороге, в долгом путешествии, очередях в поликлинике или торговом центре, когда просто необходимо отвлечь и развлечь уставшего ребёнка. Согласитесь, что ни один родитель не сможет удержать у себя в голове десятки сказок и стишков, а везде с собой носить гору книг просто нереально.
- Во-вторых, аудиокниги могут послужить отличной альтернативой мультфильмам и одновременно «палочкой-выручалочкой» многим родителям, которые периодически включают их детям, чтобы надёжно занять их какое-то время. А одновременно читать малышу книжки и делать разные дела – задача почти невыполнимая.
- В-третьих, аудиокниги не перегружают нервную систему и не портят зрение. К тому же ребёнку приходится представлять описанные сюжеты в голове, а не просто смотреть на готовые картинки. Значит, их воображение работает «на всю катушку».
- В-четвёртых, аудиокниги можно подобрать под любое настроение и на любой вкус. Перед сном можно выбрать спокойные сказки, а в течение дня – весёлые и озорные.
А есть ли вред от аудиокниг?
Безусловно, присутствует и этот момент, но в большей степени лишь тогда, когда родители и вовсе забывают читать своим детям сами. Для малыша имеет огромное значение процесс чтения, когда он вместе с родителями уютно устраивается на диване и слушает любимые произведения тихим маминым голосом. В моменты совместного чтения книг создаётся не только особая атмосфера любви и нежности, включающая обоюдное переживание и обсуждение, но и просто появляется возможность провести это время всем вместе, упускать которое никак нельзя!Так не спеша мы дошли до аудиокниг для дошкольников. Их репертуар существенно не меняется: самыми востребованными остаются аудиосказки, аудиоспектакли и добавляются аудиоэнциклопедии. Ключевым моментом является тот факт, что в этом возрасте дети учатся читать самостоятельно, и тут главное пробудить в них интерес к литературе в целом, а потом постоянно его поддерживать.
А что же аудиокниги? С этого момента им нет места в жизни? Мы приведём вам несколько очень важных аспектов в их пользу:
- Когда ребёнок слушает новые сказки или рассказы и при этом не видит картинок, ему приходится самому решать, кто является положительным героем, а кто отрицательным, воображать и представлять их образы.
- Обычно, дети, прослушав интересную сказку, хотят поделиться со взрослыми услышанным и рассказать, о чём она была. А значит, будет тренироваться не только память, но и развиваться речь, а также пополняться словарный запас.
- Если вы позаботились о том, чтобы аудиокниги были качественными, озвученными профессиональными актёрами, ребёнок будет невольно подражать их интонациям, запомнит правильное произношение сложных фраз и начнёт проявлять свои первые артистические способности. А если в аудиосказке есть музыкальный фон в виде классической музыки, то вместе с этим будет развиваться музыкальный слух и эстетический вкус.
Минусы аудиокниг для дошкольников:
- Во время прослушивания аудиокниг не пополняется словарный запас ребёнка, а также не развивается его визуальное восприятие.
- Учитывая то, что не все тексты хорошо воспринимаются на слух, запоминание текста и его понимание в принципе ослабляется тем, что ребёнок не может выбирать темп чтения, нет возможности для пауз и более подробного обдумывания.
- Ну и наконец, при постоянном прослушивании аудиокниг у ребёнка может напрочь отбиться охота читать самостоятельно, ведь для этого необходимо прилагать свои собственные усилия.
Для школьников и тинейджеров в большей степени предлагаются развивающие аудиоэнциклопедии, аудиокниги из школьной программы, а также аудиокурсы иностранных языков. Все они призваны помочь детям в учёбе и максимально облегчить им жизнь.
Несомненная польза есть и у этих аудиокниг:
- Обычно, школьники проводят много времени в разъездах: постоянные дополнительные занятия, кружки, конкурсы, турниры… Аудиокниги можно слушать везде, с пользой проводя время в дороге.
- При катастрофической нехватке времени аудиокниги помогут школьникам в подготовке уроков и освоении новой информации. Этим можно заниматься одновременно с рисованием, черчением или наведением порядка в своей комнате. Даже отвлекаясь, человек усваивает услышанную информацию подсознательно.
- Аудиокурсы иностранных языков помогут привыкнуть к незнакомой речи, произношению, темпу, позволят закрепить пройденный материал, выучить новые слова и полностью «погрузиться в новую языковую среду».
- И последнее, но отнюдь, не менее важное: школьники очень много времени проводят за уроками и компьютером, выполняя домашние задания. Глаза начинают испытывать колоссальные нагрузки, а во время прослушивания аудиокниг они могут немного отдохнуть.
Теперь перейдём к минусам, куда без них?
- Во время прослушивания аудиокниги школьник не может себе позволить расставить акценты самостоятельно, за него это делают сами чтецы. Темп, кстати, тоже выбирает не он, поэтому волей-неволей придётся подстраиваться под чужую манеру чтения.
- Если у ребёнка «хромает» звуковое восприятие, то часть прослушанной информации может не усвоиться.
- Подростки довольно часто используют наушники не только для прослушивания любимых хитов, но и в учёбе. А частое использование наушников может неблагоприятно сказаться на их слухе.
«И как же быть?» – спросите вы. Ведь запрещать детям что-либо – это не выход! Возможно, что чередование аудиокниг с классическим чтением – это и есть самый лучший вариант для восприятия информации? И не стоит считать аудиокниги равноценной заменой бумажных книг, а относиться к ним, как к иному жанру со своими особенностями?
Уважаемые читатели!
Мы очень хотим узнать ваше мнение! Как вы относитесь к аудиокнигам? Что считаете наиболее полезным для своих детей: чтение или восприятие на слух? Пожалуйста, поделитесь с нами своими рассуждениями, выслав их на адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них, как обычно, вы прочитаете на страницах следующего номера.Светлана Хрущёва, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Международная образовательная выставка-форум SMART EXPO-URAL
- Игровой комплекс для младших школьников с учетом гендерного аспекта
- «Математический планшет» в логопедии
- Музыкальная гостиная. Встреча с композитором Г.А. Дмитриевой
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку