"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Этот загадочный ветер
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для работы с детьми старшей группы
Что такое ветер, ребёнок физически представляет с раннего детства. Но, конечно, в этом возрасте он ещё не знает, как ветер возникает, какую роль он играет в жизни человека и природы. Эти вопросы у него появляются позже. Предлагаемое занятие поможет воспитателям наиболее полно ответить на вопросы «почемучек» и предвосхитить некоторые из них
Задачи:
Оборудование для детей: краски, соломинки, стол для воды, самодельные игрушки: парусные лодки, домик вьюги, бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, тарелочки для каждого ребёнка.
Воспитатель. Дети подумайте, пожалуйста, что объединяет эти предметы? (Для их работы нужен воздух.) О воздухе мы уже многое знаем. Говорили о нём на занятиях, наблюдали на прогулке. Давайте вспомним, что такое воздух? (Это то, чем мы дышим, то, что окружает нашу планету, то, что находится вокруг нас.)
Воспитатель. Ребята, скажите, воздух — он какой? (Ответы детей: прозрачный, бесцветный, невидимый, без запаха, принимает запах другого вещества, чистый, прохладный, тёплый, холодный, морозный, приятный, свежий, лёгкий, сухой, грязный.) Вот мы нашли ответ на первый вопрос Лунтика. Это, оказывается, воздух. Чтобы ответить на следующий его вопрос, нам надо разделиться на группы. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите карточки, посмотрите на них, и займите свои места в лаборатории. (Дети рассаживаются за столы.)
Воспитатель. Как вы думаете, воздух можно заставить двигаться? Каким образом? На обдумывание вам даётся определённое время (можно поставить песочные часы), можно использовать средства, которые находятся в группе. Выигрывает та группа, у которой больше версий. (Версии детей: помахать руками, подуть друг на друга, помахать веером, бумагой, подуть феном, пылесосом и т.д.)
Воспитатель. Молодцы, а сейчас подуйте друг на друга, помашите руками перед собой. Что мы сейчас с вами искусственно создали?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Значит, ветер — это движение воздуха. Вот мы и получили ответ на второй вопрос Лунтика — запах булочек, которые испекла бабушка Капа, распространяет ветер. А теперь я вам предлагаю посмотреть в окно. Как вы думаете, есть ли сегодня ветер? Как вы догадались? (Ответы детей.) А как ещё мы можем определить, есть ли ветер? (Рябь, волны на воде, косой дождь, плывут облака, колышутся листья, дым из трубы идёт в сторону и т.д.)
Воспитатель. Сейчас мы попытаемся прислушаться к шуму ветра и определить, сильный он или слабый. (Дети садятся и слушают аудиозапись шума ветра в природе и пытаются определить силу ветра.) Ребята, как можно назвать слабый ветер? (Ветерок.) А сильный? (Ветрище.) Ветер может быть нашим помощником и другом, а может стать разрушителем и врагом. (Далее воспитатель проводит презентацию: с помощью слайдов рассказывает о том, каким бывает ветер и какой силой он обладает.)
Воспитатель.
Воспитатель. Видите, ребята, какая это мощная сила природы — ветер. Он может влиять на нашу жизнь, а также на природу в целом, может нам помогать, а также разрушать. Относиться к такому грозному природному явлению надо осторожно. Перед вами лежат сюжетные картинки, посмотрите и попробуйте рассказать, какие правила осторожности следует соблюдать. (Воспитатель формирует команды, каждая из которых получает картинку: горящего костра в лесу, плавающего ребёнка на матрасе, гуляющего человека в ветряную погоду. Команды выполняют задание.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами попробуем использовать силу «доброго» ветра. (Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию к столам, где размещены соломинки для коктейля, вода, краски, парусники, тазик с водой, банка с пенопластом.) Подумайте, как нарисовать рисунок, заставить двигаться парусник и создать вьюгу, используя силу ветра, при помощи предметов, которые лежат на столе? (Дети самостоятельно выполняют задание, затем обсуждают то, что получилось, с воспитателем.)
Воспитатель. Молодцы! Вы все справились со своими задачами. Вот мы ответили и на третий вопрос Лунтика: плот с муравьишкой плывёт благодаря ветру. Все ответы мы записали на видеокамеру и отошлём Лунтику электронным письмом. Спасибо всем вам за помощь. Это занятие можно проводить и совместно с родителями. В этом случае воспитатель предлагает детям и взрослым в конце занятия совместно сделать летательный аппарат и назвать его.
Что такое ветер, ребёнок физически представляет с раннего детства. Но, конечно, в этом возрасте он ещё не знает, как ветер возникает, какую роль он играет в жизни человека и природы. Эти вопросы у него появляются позже. Предлагаемое занятие поможет воспитателям наиболее полно ответить на вопросы «почемучек» и предвосхитить некоторые из них
Задачи:
- ОО «Познание»: развитие у детей познавательных интересов, креативности мышления каждого ребёнка путём решения задач на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, формирование представлений о свойствах и качествах воздуха и ветра, роли силы ветра в природе и жизни человека.
- «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам и правилам, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- «Безопасность»: привитие норм безопасного поведения во время ветра.
- «Коммуникация»: формирование умения устанавливать контакт, навыков свободного общения; развитие компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса.
- «Здоровье»: пополнение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
- «Художественное творчество»: формирование творческого воображения и мышления при создании рисунка нетрадиционным способом рисования и конструирования простейшей многофункциональной модели, развитие слухового восприятия.
Оборудование для детей: краски, соломинки, стол для воды, самодельные игрушки: парусные лодки, домик вьюги, бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, тарелочки для каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло электронное письмо. Давайте откроем его и прочитаем. «Здравствуйте, ребята, пишет вам Лунтик. Помогите мне, пожалуйста, найти ответы на вопросы: что внутри воздушного шарика? Почему я чувствую запах вкусных булочек, которые печёт моя бабушка Капа, хотя она живёт высоко? Почему плывёт плот с муравьишкой по воде?» Ну, что, ребята, поможем разобраться Лунтику? Для этого нам с вами надо стать исследователями. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором разложены предметы с функцией ветра: веер, насос, надувные шары, фен, пылесос и т.д.)Воспитатель. Дети подумайте, пожалуйста, что объединяет эти предметы? (Для их работы нужен воздух.) О воздухе мы уже многое знаем. Говорили о нём на занятиях, наблюдали на прогулке. Давайте вспомним, что такое воздух? (Это то, чем мы дышим, то, что окружает нашу планету, то, что находится вокруг нас.)
Воспитатель. Ребята, скажите, воздух — он какой? (Ответы детей: прозрачный, бесцветный, невидимый, без запаха, принимает запах другого вещества, чистый, прохладный, тёплый, холодный, морозный, приятный, свежий, лёгкий, сухой, грязный.) Вот мы нашли ответ на первый вопрос Лунтика. Это, оказывается, воздух. Чтобы ответить на следующий его вопрос, нам надо разделиться на группы. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите карточки, посмотрите на них, и займите свои места в лаборатории. (Дети рассаживаются за столы.)
Воспитатель. Как вы думаете, воздух можно заставить двигаться? Каким образом? На обдумывание вам даётся определённое время (можно поставить песочные часы), можно использовать средства, которые находятся в группе. Выигрывает та группа, у которой больше версий. (Версии детей: помахать руками, подуть друг на друга, помахать веером, бумагой, подуть феном, пылесосом и т.д.)
Воспитатель. Молодцы, а сейчас подуйте друг на друга, помашите руками перед собой. Что мы сейчас с вами искусственно создали?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Значит, ветер — это движение воздуха. Вот мы и получили ответ на второй вопрос Лунтика — запах булочек, которые испекла бабушка Капа, распространяет ветер. А теперь я вам предлагаю посмотреть в окно. Как вы думаете, есть ли сегодня ветер? Как вы догадались? (Ответы детей.) А как ещё мы можем определить, есть ли ветер? (Рябь, волны на воде, косой дождь, плывут облака, колышутся листья, дым из трубы идёт в сторону и т.д.)
Воспитатель. Сейчас мы попытаемся прислушаться к шуму ветра и определить, сильный он или слабый. (Дети садятся и слушают аудиозапись шума ветра в природе и пытаются определить силу ветра.) Ребята, как можно назвать слабый ветер? (Ветерок.) А сильный? (Ветрище.) Ветер может быть нашим помощником и другом, а может стать разрушителем и врагом. (Далее воспитатель проводит презентацию: с помощью слайдов рассказывает о том, каким бывает ветер и какой силой он обладает.)
Воспитатель.
- Мы видим на слайде парусник. Кто ему помогает двигаться? (Ветер.)
- Это ветряная мельница, ветер раскручивает крылья мельницы.
- Перед нами воздушный змей. Ветер поднимает его в воздух и удерживает в небе.
- Также ветер помогает воздушному шару двигаться по небу.
- На этом слайде мы видим одуванчик. Здесь ветер тоже помощник. Он помогает семенам распространяться по земле, поэтому одуванчики повсюду.
- И здесь ветер в роли помощника, с его помощью мы получаем электричество.
- А здесь, ветер помогает распространяться огню. Как вы думаете, в этом случае ветер помощник или враг? (Ответы детей.) Ветер бывает очень сильный, и тогда его называют «ураган».
- Если ветер ещё сильней, его называют «торнадо» или «смерч».
- Вот какие разрушения приносит сильный ветер. Он ломает деревья, дома.
- Если ветер поднялся в море, его называют «шторм».
- Если ветер со снегом, то это снежная буря, а если с песком — песчаная.
Воспитатель. Видите, ребята, какая это мощная сила природы — ветер. Он может влиять на нашу жизнь, а также на природу в целом, может нам помогать, а также разрушать. Относиться к такому грозному природному явлению надо осторожно. Перед вами лежат сюжетные картинки, посмотрите и попробуйте рассказать, какие правила осторожности следует соблюдать. (Воспитатель формирует команды, каждая из которых получает картинку: горящего костра в лесу, плавающего ребёнка на матрасе, гуляющего человека в ветряную погоду. Команды выполняют задание.)
Воспитатель. А сейчас мы с вами попробуем использовать силу «доброго» ветра. (Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию к столам, где размещены соломинки для коктейля, вода, краски, парусники, тазик с водой, банка с пенопластом.) Подумайте, как нарисовать рисунок, заставить двигаться парусник и создать вьюгу, используя силу ветра, при помощи предметов, которые лежат на столе? (Дети самостоятельно выполняют задание, затем обсуждают то, что получилось, с воспитателем.)
Воспитатель. Молодцы! Вы все справились со своими задачами. Вот мы ответили и на третий вопрос Лунтика: плот с муравьишкой плывёт благодаря ветру. Все ответы мы записали на видеокамеру и отошлём Лунтику электронным письмом. Спасибо всем вам за помощь. Это занятие можно проводить и совместно с родителями. В этом случае воспитатель предлагает детям и взрослым в конце занятия совместно сделать летательный аппарат и назвать его.
Людмила Пузикова, воспитатель
ГБОУ Д/с №1689, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку