"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Этнокультурное образование
Осуществление этнокультурного образования в пространстве ДОУ с использованием проектной деятельности
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентиры, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям.
Эффективность этих процессов определяется специально организованной образовательной деятельностью, развивающей предметно-пространственной средой.
Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются:
- приобщение детей к культуре и традиции своего народа, к старинным праздникам и обрядам: «Улах», «Саварни», «Манкун», «Акатуй»;
- развитие национального самосознания, мероприятия познавательного цикла, восприятия этнокультурного наследия; ООД: «Маленький гражданин России», «Наши предки», «Моя малая родина – Моя Чувашия»
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп: «Фестиваль народов мира», «Словно радуги цвета, мы едины навсегда!».
Для ознакомления детей с этнокультурным наследием педагогическим коллективом МБДОУ Д/с № 96 разработана и реализуется проектная деятельность «По родному краю с рюкзаком шагаю». Проект носит не только физкультурно-оздоровительный процесс, так же познавательно-обучающий характер. И в реализации поставленной задачи особое место отводится туристско-краеведческой деятельности. Она позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомиться со своим краем, изучать свою малую Родину, познавать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Проектная деятельность является одной из важных форм приобщения дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, республика. Педагоги Лукиянова Надежда Пантелеймоновна и Матренина Алевтина Петровна в начале года провели для дошколят краеведческий час «Овеяны славой флаг наш и герб». Ребятам рассказали об истории возникновения символов Чувашской Республики. Дети узнали, что представляет собой флаг, герб и гимн, что означают традиционные цвета чувашского народа – жёлтый и пурпурный.
Антипова Инна Леонтьевна отобрала краеведческий материал в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами, обогатила развивающую среду материалами о городе Чебоксары (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества).
Творческая группа в составе педагогов Дмитриевой Регины Михайловны, Николаевой Елены Ивановны, Давыдовой Светланы Геннадьевны и Михайловой Лилии Сергеевны составили дорожные карты, разработали новые туристические маршруты, охватывающие музеи, наиболее интересные и памятные места города. В начале учебного года разработали «Дневник туриста», где были отмечены сезонные изменения природы, достопримечательности города.
В результате работы над проектом, были созданы:
- альбом «Город Чебоксары глазами ребёнка и взрослого»;
- альбомы «Деревья нашего города»;
- «Дневник туриста»;
- схемы-маршруты с описанием объектов;
- мини-музей «Чувашия, край мой родной»;
- презентации «С чего начинается Родина», «Достопримечательности города Чебоксары», «Музей В.И. Чапаева», «Чебоксары – столица Чувашии», «А.Г. Николаев – наш космонавт», «Деревья моего края» (на русском и на чувашском языках).
Скворцова Елена Васильевна подготовила для дошколят интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»; брейн- ринг для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – моя Чувашия».
В целом освоения этнокультурного материала дошкольниками можно выделить 3 этапа:
- эмоциональное восприятие,
- осмысления и систематизации знаний,
- творческий этап.
На этапе эмоционального восприятия педагогами разработан план: познавательная ООД «Наша многонациональная страна», «Национальный хоровод», экскурсии (краеведческий музей), рассматривание тематических иллюстраций. Организованы встречи с педагогами Чувашского Национального музея. Педагоги приходили в группу в национальных костюмах, рассказывали про обычаи чувашского народа. Вместе с педагогами и родителями проводились народные игры или забавы: «Саварни – Масленица», «Манкун – Пасха».
На этапе осмысления и систематизации педагоги проводят с детьми беседы-диалоги «Из какой ты семьи», «Наши традиции», собирают национальные игрушки, проводят дидактические игры «Флаги и гербы», «Достопримечательности России», «Назови правильно». Мини-музей, созданный совместно с родителями, особенно дорог дошколятам. Там представлены экспонаты, отражающие традиции, обряды, особенности национальных костюмов, кухонные принадлежности. На его базе проводятся ООД, мастер- классы, экскурсии по музею для родителей, где в роли экскурсоводов выступают сами дети.
В процессе творческого этапа проводится «Вечер встреч» с театрализованным представлением. Педагоги организовывают совместные мероприятия родителей с детьми. Например, вечер-досуг на тему: «Семья знатоков города Чебоксары». А также различные совместные экскурсии и игры путешествия по родному городу.
В тёплый летний день, в преддверии Дня города на творческой площадке МБДОУ педагоги устроили праздник «Я Чувашию люблю». Гости праздника побывали на пяти станциях: «Музеи города», «Достопримечательности», «Национальные праздники», «Знаменитые люди Чувашии», «Знатоки городов Чувашии». Дошколята и их родители с удовольствием водили хороводы, участвовали в эстафетах, отгадывали загадки.
Этнокультурное образование способствует формированию уважительного отношения к культуре своего народа детей дошкольного возраста, становлению этнокультурной компетентности воспитанников. Материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны педагогам ДОУ и родителям. На этом наш проект не заканчивается, вместе с родителями мы разрабатываем новые маршруты туристических походов: село Шоршелы и турслёт дошколят.
Творческий коллектив МБДОУ
Д/с № 96», г. Чебоксары
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии