"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Элементы ТРИЗ–технологий в логопедической работе
Для детей с речевой патологией необходимо специфическое содержание обучения всем этим действиям. Игры с элементами ТРИЗ-технологий эффективно решают многие логопедические задачи. ТРИЗ для дошкольников: это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность; это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся генераторами новых идей.
Предлагаю небольшую картотеку игр с элементами ТРИЗ – технологий, используемых в нашем дошкольном учреждении на занятиях с детьми с ОВЗ.
«Карусель звуков»
Предварительная работа:
- Научить детей играть в «Да» и «Нет» с её золотым правилом «найди серединку – убери половинку».
- Научить детей делить информацию на большие стандартные группы звуков (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие).
- Научить детей способам схематизации или моделирования.
«Кольца Луллия»
Эту игру используем в разных видах деятельности для закрепления знаний и навыков. Мы решаем различные задачи словарной работы, словообразования,обучения чтению.
Некоторые варианты игр с кольцами Луллия:
- «Подбери картинку». Учить делить слова на слоги и определять их количество в слове.
- «Предмет-признак». Расширять словарь признаков.
- «Кто что сделал?». Учить образовывать приставочные глаголы.
Модель ЭИЗ (элемент, имя, значение)
Проводится ознакомление с признаками объектов. Все объекты отличаются друг от друга по признакам. У каждого признака есть имя: форма, цвет, размер. У каждого имени – несколько значений: квадратный, круглый, красный, синий, большой, маленький и так далее.
Варианты игр с ЭИЗ: с помощью схем-моделей можно составить описательный рассказ, «Найди лишний предмет по указанному признаку».
Предлагаемые приёмы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяет автоматизировать звуки в речи, существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказывания детей, совершенствуя при этом такие ценные для ребёнка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию, даёт возможность к развития творчества каждого ребёнка, проявления интеллектуальной инициативы.
Наталья Черняева, учитель-логопед
МАОУ детского сада № 210
«Ладушки», г.Тольятти
Рекомендуем почитать
- Полностью безлимитный российский хостинг
- Танцы и здоровье
- Первые уверенные шаги малыша!
- Бабочка в руках
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии