"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Экскурсия по Краеведческому музею города Салават
Цель: совершенствование чувства патриотизма и любви к своей родине.
Образовательные задачи: расширять представления детей о родном городе, о его достопримечательностях; продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана.
Развивающие задачи: развивать интерес к малой родине; продолжать обогащать словарь детей; уважать культуру башкирского народа.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, любовь к родной республике, гордость за свой край.
Материалы и оборудование: билет для проезда для каждого ребёнка, карта, герб, флаг Башкортостана, макет юрты, фотографии зданий, альбом «Книга гостей», презентация со слайдами, национальное блюдо «чак-чак»; ноутбук.
Ход деятельности
(Дети с воспитателем заходят в группу и встают в круг. Приветствие детей друг с другом.)Воспитатель: (Звук сообщения.) Ой, дети, пришло сообщение на телефон, сейчас прочитаю. Вот послушайте: «Здравствуйте, дети! Приглашаем вас на экскурсию в Краеведческий музей. Ждите, к вам сейчас придёт экскурсовод!». (Стук в дверь.)
Экскурсовод: Здравствуйте, дети! Я правильно попала, здесь подготовительная группа?
Воспитатель: Да, мы вас ждём.
Экскурсовод: Хаумыхыгыз балалар! Здравствуйте, дети! В нашем городе Салават есть историко-краеведческий музей, я приглашаю вас на экскурсию. Добираться до музея мы будем на автобусе. Но чтобы попасть в автобус, нужно правильно ответить на вопрос и получить билет. (Экскурсовод задаёт вопросы о правилах дорожного движения.)
Экскурсовод: Молодцы! Все заняли свои места. Пристёгиваем ремни безопасности. В добрый путь! (Экскурсовод садится перед детьми и показывает указкой на фотографии, где проезжает «автобус».)
Экскурсовод: Обратите внимание на окно. Наш автобус проезжает по улице Первомайской. Дети, посмотрите направо, мы с вами проезжаем площадь Ленина, где находится здание Администрации нашего города. Там решаются важные городские вопросы. Мы проезжаем дворец культуры «Нефтехимиков», здесь выступают артисты, работают различные кружки для детей и взрослых.
Экскурсовод: Вот мы и приехали, перед нами красивое здание Краеведческого музея города Салават. Дети, расстегните свои ремни безопасности и не торопясь выходите из автобуса. (Перед входом в музей экскурсовод начинает играть на башкирском музыкальном инструменте «Кубыз».)
Экскурсовод: Вы находитесь в Краеведческом музее – это место, где хранится культура и история наших предков республики Башкортостан. Обратите внимание, это карта нашей республики Башкортостан. В нашей республике очень много городов. Это город Уфа – столица, самый главный город. А какие города вы знаете? (Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз, Сибай.)
Экскурсовод: Скажите, пожалуйста, как называется город, в котором мы живём? (Салават.)
Экскурсовод: Правильно, город Салават! Как вы думаете, в честь кого назвали наш город? Был такой батыр, звали его Салават Юлаев. Он боролся за свободу башкирского народа. Он был очень грамотным, любил свой народ, хорошо знал историю своего народа и сам был поэтом. В своих стихах изображал любовь к своему народу, культуре, родине.
Экскурсовод: На гербе Башкортостана изображён памятник Салавата Юлаева. На его родине создан музей. Его именем назвали наш город Салават. Одна из улиц нашего города несёт имя «Бульвар Салавата Юлаева», так же на этой улице находится парк, названный в его честь, где стоит бюст Салавата Юлаева, а при въезде в город с северной стороны стоит памятник Салавата Юлаева. (Показ презентации.)
Экскурсовод: Теперь предлагаю вам послушать одно из стихотворений Салавата Юлаева «Мой Урал».
Экскурсовод: А знаете, дети, раньше башкиры жили не в домах и не в квартирах как мы, а в юртах. Башкиры кочевали с одного места на другое, а юрту можно было быстро собрать и разобрать. Одна семья на это тратила примерно один час времени. Юрты делали из паласов, шкур животных и украшали разными орнаментами. Башкирский народ очень любил украшать свои юрты разными узорами, орнаментами. Орнамент – это узор из растительных и геометрических элементов, которые много раз повторяются. Предлагаю вам посмотреть орнаменты Башкирского народа: бабочка, рак, цветок, кускар.
Экскурсовод: Сегодня хочу вас познакомить с одним из видов орнамента – бараний рог. Этот символ называется «Кускар», он образно изображает завиток бараньих рогов. Его часто можно встретить в башкирских юртах.
Экскурсовод: Как много вы сегодня узнали об истории башкирского народа. По традиции гости нашего музея оставляют свой след в нашем альбоме «Книга гостей». И я вам предлагаю сделать свою юрту на странице нашего альбома. Для этого я вас разделю на две команды. Прежде чем приступим к работе, мы с вами проведём пальчиковую гимнастику «Юрта».
Экскурсовод: Молодцы! Перед вами стоит образец юрты. Скажите, пожалуйста, какие цвета вы здесь видите? Вам о чём-нибудь говорят эти цвета? (Эти цвета присутствуют на государственном флаге Башкортостана.)
Экскурсовод: Правильно! Флаг Башкортостана состоит из трёх полос, трёх цветов: синий цвет означает ясность, чистоту; белый – миролюбие; зелёный – свободу вечной жизни. Посередине флага изображён цветок курая, который обозначает, что башкирский народ состоит из семи родов, а сам цветок курая символизирует дружелюбность башкирского народа.
Экскурсовод: А теперь приступим к работе. У вас на столах лежат детали юрты: это крыша синего цвета, стена или основание белого цвета и орнамент «бараний рог» зелёного цвета. Ваша задача – правильно собрать юрту. (Звучит музыка курая, дети самостоятельно собирают юрту.)
Экскурсовод: Какие красивые юрты получились! Ваши работы будут украшать наш альбом «Книга гостей». Дети, вам понравилась экскурсия по Краеведческому музею? Что вам запомнилось, что больше всего понравилось? (Дети делятся своими эмоциями.)
Экскурсовод: Прежде чем вас проводить, у меня для вас есть сладкий подарок. У башкирского народа есть обычаи, гостей отпускать с гостинцем «кучтанач». (Экскурсовод вручает на подносе башкирское национальное блюдо «чак-чак».)
Экскурсовод: А теперь вам надо вернуться в детский сад. На чём вы доберётесь? (Ответы детей. По возвращению в детский сад дети играют в башкирскую национальную игру «Юрта».)
Ольга Никифорова, ст. воспитатель,
Татьяна Рябова, учитель-дефектолог,
Гульнар Фахретдинова, воспитатель,
МАДОУ № 59, г. Салават, Р. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Время творить!
- Компания Mattel представляет новый бренд — Ever After High!
- Как научить ребёнка справляться с поражением?
- Рисуем на английском
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии