"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Экологическая тропа «Серебрянка»
Изучение природы родного края посредством путешествия по экологической тропе является одним из эффективных способов формирования экологической грамотности учащихся. Экологическая тропа «Серебрянка» имеет протяженность 2 км, находится на территории посёлка Каа-Хем Республики Тыва, и проходит вдоль речки Серебрянка. Основана тропа в 2013 году руководителем и активистами детского объединения «Юный эколог».
Цель похода: изучение особенностей природного окружения экосистемы реки Серебрянка, формирование представлений о тесной связи живой и неживой природы, о приспособлениях растений и животных к среде обитания; организация детского досуга в контексте развития познавательной, поисковой, исследовательской, проектной деятельности непосредственно в естественных, полевых условиях; изучение разнообразия произрастающих видов растений, приспособленность их к жизни в данном регионе; знакомство с обитателями водоёма.
Задачи:
- Определить природные объекты (станции) экологической тропы.
- Проводить систематические экскурсии, практикумы, экологические игры.
- Проводить систематический инструктаж по технике безопасности.
- Изучить состав воды реки Серебрянка, осуществить наблюдение за водными обитателями.
- Определить экологическую обстановку тропы «Серебрянка».
- Постоянно проводить учёт птиц, подкормку зимующих птиц и наблюдение гнёзд птиц.
- Составить гербарий.
- Оформить фенологический дневник.
- Изучить почвы.
- Проводить экологические акции по очистке территории тропы.
- Составлять и распространять информационные материалы об экологии речки.
Маршрут экологической тропы «Серебрянка» и сезонные экологические игры
1.Станция «Созданный лес» - это деревья, посаженные жителями посёлка, преобладающий вид - тополь. Весной проводится экологическая игра «Эскиз дерева» - участникам предлагается нарисовать растущее на местности дерево или любое другое. Предварительно проводится работа по рассмотрению частей дерева, выделении существенных признаков. Победитель определяется выставкой рисунков, кто чётко и образно изобразил дерево, тот и победитель.2. Станция «Дорога к природе» - асфальтированная дорога, вдоль которой посажены тополя. На данной станции изучается результат деятельность автотранспорта на растения.
3.Экологическая игра «Изобретай!» Участникам игры предлагается изобрести транспорт будущего, охарактеризовав все его достоинства, особенно способствующие оздоровлению окружающей среды и улучшению здоровью человека. На изобретение даётся 10-15 минут. Игра ведётся во время пути, учащиеся активно обсуждают предложенную тему, спорят, если их мнения не совпадают. Победителем признается тот, у кого много проголосовавших за изобретение.
4. Станция «У памятника» - это территория сквера памятника павшим воинам ВОВ, на которой произрастают тополя и сосны. Экологическая игра «Цветы»: участникам игры показывают изображения цветов (в мини картинках или на планшете). Кто правильно назовёт большее количество - является победителем.
5. Станция «Велодорожка» - дорога оборудованная для бега и езды на велосипедах. На данной территории всё очень хорошо видно, учащиеся изучают обстановку на местности. Отмечают фенологические наблюдения, наличие птиц в полёте, так как станция располагается на возвышенности. Проводятся физкультминутки. На этой дорожке удобно проводить игры, например, игра «Заячий бег»: участникам двух команд надо прыжками добраться до черты, намеченной на асфальте. Побеждает первая пришедшая к финишу команда.
6. Станция «Серебряные воды» - изучается речка Серебрянка и её обитатели. В мае, проводится экологическая игра «Рыбы»: Участникам озвучивают названия обитателей: речных рыб, рыб морей и океанов. Ведущий выкрикивает название рыбы, участнику надо перейти в одну из команд выбрав в пресной или соленой воде обитает рыба. Неправильно перешедший участник выбывает из игры. Побеждает ученик, правильно определивший среду обитания рыб.
7. Станция «Жизнь у тополя» - на данном участке произрастают тополя, их около восьмидесяти, древостой разновозрастной. На данной станции также изучается почва, возраст, состояние деревьев и кустарников, ведётся подсчёт гнездовий, учёт птиц, проводятся наблюдения за насекомыми и их жизнедеятельностью. Игра «Лесные ягоды» проводится осенью в сентябре. Формируются две команды, каждый участник называет лесную ягоду. Побеждает та команда, которая назовёт много вариантов лесных ягод.
8. Станция «Поляна» - это зелёная поляна, где изучаются травы и цветы, насекомые- опылители, а в зимний период следы животных и птиц. Игра «Наблюдай» проводится в зимний период. Участники делятся на группы по 3-4 учащихся. Надо найти следы различных животных на снегу и определить, какому животному они принадлежат. Побеждает та группа, которая больше следов сумеет распознать.
9. Станция «Остров» - изучаются камни, шлифованные водой, форма и цвета их разнообразны, а также изучается культ воды у тувинского народа, традиции и обычаи традиционного природопользования. «Фиточай» - игра на выявление самого полезного фиточая, участники создают свой чай, называют его полезные свойства, остальные выбирают, голосуя жетонами, понравившийся им чай (жетонами, например, могут быть осенние листья). Проводится игра осенью.
10. Станция «Экостоп» - территория, граничащая с птицефабрикой. Здесь изучается воздействие производства на речку Серебрянку. В весенний период проводится экологическая игра «Вкусная еда» - участникам игры предлагается назвать, любимую пищу разных животных. Побеждает тот, кто правильно назовёт любимые блюда, количество также играет роль.
Ооржак Азунда, педагог доп. образования
МБУ ЦДО детей «Эврика», ПГТ Каа-Хем, Респ. Тыва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии