"Игры и Игрушки" №4-2017
Его величество «Проект»
Проект – слово модное, но не совсем понятное по отношению к процессу воспитания детей. Что за ним скрывается, когда речь идёт о проектной деятельности в детских садах или школе?
Определение
Проект – это самостоятельное исследование ребёнком какого-либо явления, который завершается докладом о проделанной работе. Раньше докладом были написанные от руки странички, теперь с распространением электронной техники требования возросли. И очень часто как раз представлению проекта уделяется больше времени, чем самому его исследованию.
Известный педагог и автор дидактических пособий Ольга Узорова так комментирует данный формат обучения: "Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы. Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет ещё лучше. Проект – жанр новый, его мало кто умеет делать. Поэтому часто выполняется так: мама садится за компьютер, копирует несколько страниц из учебника или Википедии, дописывает вступление и заключение. Ученику остаётся только заучить свою краткую речь. Но поступая так, родители лишают ребёнка возможности научиться хоть чуть-чуть думать самостоятельно, приучают к обману и симуляции учёбы."
В последние годы ситуация с проектной деятельностью всё же несколько улучшилась. Воспитатели с младших групп учат детей подходить к проектам исследовательски. Сначала проекты ведёт в основном взрослый, а дети являются посильными помощниками и наблюдателями. А в старшей и подготовительных группах приходит время самостоятельной работы.
Летние проекты
Дети по природе своей любознательны. Не нужно губить это качество готовыми ответами. Обычно уставшим родителям не охота тратить на это время: нужно ставить перед ребёнком последовательные вопросы, помогать в поиске информации, направлять его наблюдение, контролировать практические эксперименты. Но лето и пора отпусков – замечательный повод это исправить.
Выбираем тему
Летом природа сама предлагает тысячу идей. Спросите, что интересно исследовать ребёнку? Он хочет рассмотреть поближе насекомых? Или ему нравятся листья деревьев? Обычно в школе или саду у ребёнка нет возможности выбрать тему самостоятельно, будьте уверены, малышу понравится свобода выбора. Она хороша ещё и тем, что ребёнок сконцентрируется на собственных ощущениях, начнёт анализировать: это мне интересно или вот то.
Составляем план действий
Итак, определились. Предметом нашего исследования будет песок, бабочки, куст крыжовника. Самое время подумать, а что мы хотим про наш объект узнать? Ребята наверняка уже знакомы с методом трёх вопросов, поэтому без труда засыпят взрослых своими «почему». Другой вопрос, как это узнать? Потрогать, поймать, провести опыт – ребёнок должен сам спланировать свою деятельность. Взрослый лишь контролирует разумность исследований и подсказывает дополнительные варианты. Казалось бы, проект мы ещё не начали, но сколько полезного ребёнок уже сделал. Проанализировал свои интересы, поставил цель, выделили задачи и структурировал свои дальнейшие действия. Это те самые умения и навыки, которые необходимы ученику в старших классах, да и вообще человеку по жизни. Чудесно, что мы тренируем их во вне учебное время в игровой непринуждённой обстановке.
Действуем!
Когда есть план изучения объекта, можно приступать к его реализации. Шаг за шагом, обязательно фиксируем свои наблюдения в любой удобной форме – схема, рисунок, фото/видео, запись, сохранение образцов объекта. Именно эти наработки потом станут основой итогового доклада. Кроме того, к исследованию можно подключить друзей, родственников. Вместе ещё интереснее и веселее.
Презентация
Самый волнительный момент проекта – его окончание. Устройте по этому поводу небольшой праздник, где ребёнок-исследователь будет в центре внимания. Делать доклад о проделанной работе в кругу семьи и друзей несомненно гораздо приятнее, ведь ребёнок видит заинтересованные лица. Этот этап, казалось бы, уже завершенного проекта не менее важен. Ваш исследователь учится последовательно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, не теряясь, отвечать на вопросы. В случае, если проект вёлся с друзьями, то ещё и распределять роли, делить ответственность. Поверьте, это бесценный опыт.
После одного проведённого проекта ваш исследователь совершенно точно захочет взяться за следующую тему. Дерзайте! Детям нужно лишь немного внимания и заинтересованности со стороны взрослых. Так, натренировавшись за лето и получив позитивный опыт, ребёнок и в учебное время будет с энтузиазмом воспринимать проекты. Он уже знает, как быть в них успешным.
Елена Туманова, педагог
Рекомендуем почитать
- Рыцарское воспитание
- Вывод товара на рынок. Реклама в Интернете
- «Защитники» – анимационный сериал о юных героях
- Подвижные развивающие игры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии