"Игры и Игрушки" №4-2015
Дженга или падающая башня
Слово «jenga» — это повелительное наклонение от «kujenga», в переводе с суахили означающее «строить». Что же строят в этой игре? Башню! До тех пор, пока она не упадёт…
Казалось бы, какая может быть игра с деревянными брусочками? Ну, построить что-то, используя как конструктор, вот, пожалуй, и всё. Однако разработчица игры — Лесли Скотт— подошла к вопросу постройки совсем с другой стороны. Строить в «Дженге» придётся с умом. Сама идея игры зародилась в семье Лесли в начале 1970-х, и изначально в ней использовались обыкновенные детские деревянные кубики. Затем были сделаны специальные игровые блоки: длина каждого блока в три раза больше его ширины, а высота примерно равна половине его ширины.
Чтобы раскрыть интригу башни, нужно ознакомиться с самими правилами игры. Итак, в игре участвуют 54 деревянных блока. Для начала игры надо построить башню высотой в 18 этажей. Каждый этаж состоит из трёх блоков, положенных вплотную и параллельно друг другу. Блоки каждого следующего этажа кладутся перпендикулярно блокам предыдущего этажа.
После того как башня построена, игра начинается. У игроков появляется право хода. Первым ходит тот, кто строил башню. Ход в «Дженге» состоит из вытаскивания одного блока из любого уровня (за исключением того, который прямо под недостроенным верхним) башни. Вытащенный блок нужно разместить наверху башни так, чтобы её было возможно завершить (нельзя достраивать этажи под незавершённым верхним уровнем). Для извлечения блока разрешено использовать только одну руку; вторая рука тоже может использоваться, но дотрагиваться до башни одновременно можно только одной рукой. Блоки можно подталкивать, чтобы найти тот, который свободнее всего сидит. Любой подвинутый блок можно оставить на месте и не продолжать его доставать, если это приведёт к падению башни. В игре хватает динамики: ход заканчивается тогда, когда следующий игрок дотронется до башни, или когда пройдёт 10 секунд, в зависимости от того, какое событие случится раньше.
С использованием башни из этой игры в школах США проводятся опыты на уроках физики.
Конец игры ознаменовывает падение башни, то есть падение любого блока кроме того, который игрок в данный ход пытается расположить наверху башни. Проигравшим считается тот, чей ход произвёл обвал башни. Однако если упало всего несколько блоков, то игроки могут по желанию продолжить игру. Будьте уверены, в первые разы ваша башня будет падать очень быстро.
Правила кажутся простыми, но игра недаром за более чем 30 лет своего существования распространилась по всему миру и завоевала тысячи поклонников. Потому что «Дженга» – игра на ловкость рук, смекалку и чувство равновесия. Строить башню могут и дети. Им особенно полезна эта игра, так как задействована моторика, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи, прививается усидчивость и аккуратность. Играть можно также разбившись на команды, что поможет объединить малознакомую компанию.
Опытные игроки разработали не одну систему: какие бруски, в какой последовательности вытаскивать, чтобы выиграть. Но общая закономерность одна: лучше вытаскивать брусочки по всей высоте башни, не концентрируясь на одной из частей.
Несмотря на британское гражданство, Лесли Скотт родилась в Восточной Африке, говорит как на английском, так и на суахили. Поэтому она и дала своей игре такое броское, непривычное для уха название.
Кроме классической версии игроки придумали ещё множество дополнительных «фишек», чтобы разнообразить и усложнить игру. Те, кто достиг феерических высот в строительстве башни, пишут на боковых гранях номера, берут игральный кубик и перемещают только тот брусок, чей номер выпал на кубике. Другие, ради веселья изображают на гранях задания (типа игры в фанты), например «Расскажи анекдот», «Изобрази грустного кролика». Игрок, перемещая любой брусок, обязан выполнить задание, на нём начертанное.
Конечно же, производители, видя такое увлечение, не обошли игру различными «репликами» и вариациями. Так, появилась «Дженга» с разноцветными блоками, игра с увеличенным количеством блоков, игра, в которой блоки увеличены во много раз (башня достигает полутора метров!), и, конечно же, игры-приложения для всевозможных мобильных устройств: там блоки вытаскиваются одним движением пальца.
Казалось бы, какая может быть игра с деревянными брусочками? Ну, построить что-то, используя как конструктор, вот, пожалуй, и всё. Однако разработчица игры — Лесли Скотт— подошла к вопросу постройки совсем с другой стороны. Строить в «Дженге» придётся с умом. Сама идея игры зародилась в семье Лесли в начале 1970-х, и изначально в ней использовались обыкновенные детские деревянные кубики. Затем были сделаны специальные игровые блоки: длина каждого блока в три раза больше его ширины, а высота примерно равна половине его ширины.
Чтобы раскрыть интригу башни, нужно ознакомиться с самими правилами игры. Итак, в игре участвуют 54 деревянных блока. Для начала игры надо построить башню высотой в 18 этажей. Каждый этаж состоит из трёх блоков, положенных вплотную и параллельно друг другу. Блоки каждого следующего этажа кладутся перпендикулярно блокам предыдущего этажа.
После того как башня построена, игра начинается. У игроков появляется право хода. Первым ходит тот, кто строил башню. Ход в «Дженге» состоит из вытаскивания одного блока из любого уровня (за исключением того, который прямо под недостроенным верхним) башни. Вытащенный блок нужно разместить наверху башни так, чтобы её было возможно завершить (нельзя достраивать этажи под незавершённым верхним уровнем). Для извлечения блока разрешено использовать только одну руку; вторая рука тоже может использоваться, но дотрагиваться до башни одновременно можно только одной рукой. Блоки можно подталкивать, чтобы найти тот, который свободнее всего сидит. Любой подвинутый блок можно оставить на месте и не продолжать его доставать, если это приведёт к падению башни. В игре хватает динамики: ход заканчивается тогда, когда следующий игрок дотронется до башни, или когда пройдёт 10 секунд, в зависимости от того, какое событие случится раньше.
С использованием башни из этой игры в школах США проводятся опыты на уроках физики.
Конец игры ознаменовывает падение башни, то есть падение любого блока кроме того, который игрок в данный ход пытается расположить наверху башни. Проигравшим считается тот, чей ход произвёл обвал башни. Однако если упало всего несколько блоков, то игроки могут по желанию продолжить игру. Будьте уверены, в первые разы ваша башня будет падать очень быстро.
Правила кажутся простыми, но игра недаром за более чем 30 лет своего существования распространилась по всему миру и завоевала тысячи поклонников. Потому что «Дженга» – игра на ловкость рук, смекалку и чувство равновесия. Строить башню могут и дети. Им особенно полезна эта игра, так как задействована моторика, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи, прививается усидчивость и аккуратность. Играть можно также разбившись на команды, что поможет объединить малознакомую компанию.
Опытные игроки разработали не одну систему: какие бруски, в какой последовательности вытаскивать, чтобы выиграть. Но общая закономерность одна: лучше вытаскивать брусочки по всей высоте башни, не концентрируясь на одной из частей.
Несмотря на британское гражданство, Лесли Скотт родилась в Восточной Африке, говорит как на английском, так и на суахили. Поэтому она и дала своей игре такое броское, непривычное для уха название.
Кроме классической версии игроки придумали ещё множество дополнительных «фишек», чтобы разнообразить и усложнить игру. Те, кто достиг феерических высот в строительстве башни, пишут на боковых гранях номера, берут игральный кубик и перемещают только тот брусок, чей номер выпал на кубике. Другие, ради веселья изображают на гранях задания (типа игры в фанты), например «Расскажи анекдот», «Изобрази грустного кролика». Игрок, перемещая любой брусок, обязан выполнить задание, на нём начертанное.
Конечно же, производители, видя такое увлечение, не обошли игру различными «репликами» и вариациями. Так, появилась «Дженга» с разноцветными блоками, игра с увеличенным количеством блоков, игра, в которой блоки увеличены во много раз (башня достигает полутора метров!), и, конечно же, игры-приложения для всевозможных мобильных устройств: там блоки вытаскиваются одним движением пальца.
Статья подготовлена по материалам Википедии
Рекомендуем почитать
- Мы – за безопасность!
- Отзывы наших читателей
- Формирование элементарных математических представлений через игру
- Находилки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку