"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Друг, вместе мы справимся!
Сколько восторга в глазах ещё вчерашних дошколят, с каким нетерпением ребёнок ждёт того момента, когда он сядет за парту и начнёт учиться. Но проходит неделя, другая, и от восторженности не остаётся и следа…
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребёнка к условиям школьной жизни, он должен научиться быть учеником. Поэтому, чтобы не столкнуться с трудностями адаптации в школе, необходимо заранее подготовить детей. Во-первых, уделять большое внимание общему развитию ребёнка. Во-вторых, воспитать у него умение произвольно управлять собой и, в-третьих, необходимо сформировать мотивы, побуждающие ребёнка к учению, создать интерес.
В связи с введением в начальной школе ФГОС, подходы к сути адаптации изменились: важным стало ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я-концепции» каждого ребёнка. Также, я считаю, необходимо учесть не только психологическую, но и физическую адаптацию – оценивать ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, обострение хронических заболеваний.
Родителям стоит приготовиться к тому, что первоклассник может начать жаловаться на головную боль, усталость. Могут начаться протесты, даже если этого раньше не наблюдалось. Также родители могут отметить нарушение аппетита и сна. Это и есть адаптация на физиологическом уровне, в психологии она получила название «физиологическая буря». А что важно знать о буре – это то, что она неминуемо закончится. Поэтому родителям стоит помнить, что лень и капризы – явление временное и не стоит ругать и наказывать ребёнка. Вам, родителям, кажется, что вот и ваш малыш уже совсем не малыш, а взрослый и самостоятельный ученик. Но не всё так быстро! Начало школьной жизни – стресс для ребёнка, и большая ответственность за преодоление этого состояния лежит не только на учителе, но и на родителях, как на самых близких людях. И если ваш ребёнок стал достаточно взрослым для того, чтобы пойти в школу, то это не повод уделять ему меньше внимания. Это как раз тот момент, когда стоит призвать в помощники ласку и внимание. Это могут быть и простые поглаживания, и ласковые слова, и объятия, и даже сказки на ночь. Вашему ребёнку очень важно понимать, что, даже оказавшись в новых условиях, он может целиком и полностью рассчитывать на вас. Помните золотое правило: «Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда меньше всего её заслуживает».
Для того чтобы родители и учителя имели возможность понять, насколько сложно или легко ребёнку даётся адаптация, принято выделять следующие уровни адаптации:
– высокий уровень (2-6 недель): ребёнок быстро и легко усваивает новый программный материал, может решать задания повышенной сложности, ответственно относится к выполнению поручений учителя, имеет друзей в классе, стабильное состояние здоровья;
– средний уровень (2-3 месяца): могут наблюдаться незначительные перепады настроения, усталость, усваивает основной материал учебных программ, решает типовые задачи, под контролем выполняет указания учителя, поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками;
– низкий уровень характеризуется значительными трудностями в привыкании к школе. Ребёнок относится к школе отрицательно, может нарушать дисциплину, учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям, сниженный фон настроения, могут появиться жалобы на здоровье, мало общается с одноклассниками, либо вовсе отказывается от такого общения.
Исходя из вышеуказанных критериев, можно, наблюдая за ребёнком, понять, как проходит адаптация его в новых условиях, на что стоит обратить внимание. И, конечно, важно учесть рекомендации, которые помогут безболезненно пройти этот процесс:
1. Соблюдение режима дня. По возможности, необходимо организовать ребёнку дневной сон, чтобы снизить уровень нагрузки и предотвратить переутомление. Также, если учитель даёт задание на дом, его нужно постараться выполнить днём, а не вечером, перед сном. Следует обратить внимание на то, чтобы у ребёнка оставалось личное время: ведь ему до сих пор доставляет удовольствие просмотр мультфильмов, различные игры.
2. Зрение. На него сейчас приходится большая нагрузка. Смотреть, следить, контролировать – это всё приводит к тому, что у ребёнка может резко нарушиться зрение. Вот здесь, как раз, уместно объяснить ребёнку, что глаза сейчас много трудятся, устают, и стоит ограничить время пребывания у телевизора и разного рода гаджетов. И в сотый раз стоит напомнить, что необходимо следить за освещённостью рабочего стола, за осанкой, обязательно соблюдать расстояние от глаз до тетради или учебника.
3. Любимые игрушки. Происходит так, что зачастую первоклассники просят взять с собой в школу любимую игрушку. Мнения на этот счёт у специалистов расходятся. Конечно, если это какие-то дорогостоящие экземпляры, то здесь ответ однозначно «нет». Но если это любимая мягкая игрушка, маленькая машинка, фигурка животного, то почему бы и нет. Это что-то маленькое и родное поможет ребёнку быть более спокойным и уверенным. Но, как я уже упомянула, есть и противники этой позиции – зачастую это учителя. Все эти маленькие игрушки отвлекают ребёнка непосредственно от главного – от учебного процесса. И вот здесь родителям необходимо понимать, что, разрешая своему ребёнку взять в школу любимую игрушку, нужно очень чётко объяснить, где, когда и сколько времени можно уделять игре с ней. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что урок – это время для получения знаний!
Чтобы процесс смены деятельности с игровой на учебно-познавательную прошёл у вашего ребёнка гладко – позаботиться об этом стоит заранее.
Будьте верным другом вашему ребёнку, помощником, советчиком. И тогда вы всегда будете знать, что беспокоит вашего первоклассника, как ему помочь. И не всегда для этого нужны будут слова – вы сможете, просто взглянув на него, понимать ваше чадо. Ведь очень важно, чтобы ребёнок знал и чувствовал вашу поддержку, знал, что вы всегда поможете справиться с трудностями, подняться, если упал, обойти препятствие с верной стороны. А школа и получение нового опыта, с вашей помощью будут доставлять только приятные эмоции и избавят вас от понуканий, стрессов и наказаний.
Елена Обернихина, педагог-психолог,
МБОУ Глуховская школа-интернат № 2,
г. Ногинск, Московская область
Рекомендуем почитать
- Учимся писать стихи
- Игралки
- Игры Татьяны Барчан
- Бесплатный журнал для всех, кому небезразлично, во что играют дети!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии