"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Дидактические игры для формирования у детей фонематического слуха
Опыт формирования фонематического слуха у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Формирование навыков звукового анализа является важным направлением подготовки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к овладению чтением и письмом. В свою очередь на умение ребёнка выделять звуки и определять их позицию в слове положительно влияют как развитие фонетического восприятия и фонематического слуха в целом, так и развитие его внимания, памяти, мышления. В связи с этим в практике своей логопедической работы с детьми использую привлекательный и понятный для них игровой материал, который позволяет преодолеть трудности выделения в слове слогов и отделения в них гласных звуков от согласных при использовании зрительной опоры. Представлю некоторые разработанные мной игровые пособия.
Раздаточный материал:
Раздаточный материал: карточки с изображениями 3-х домиков поросят из сказки «Три поросёнка», букв и предметов, в названиях которых есть один из обозначаемых этими буквами звуков; прозрачная папка-уголок, фломастер.
Правила игры
Вариант 1. Перед игрой вставляем карточку в прозрачную папку-уголок. Предлагаем ребёнку доставить 3-м поросятам из магазина покупки, которые представлены на карточке. Например, для этого следует выбрать покупку со звуком [к], [д] или [в] в названии и соединить её фломастером с домиком, слева от которого находится обозначающая этот звук буква. Затем предлагаем соединить с домиками другие изображения покупок.
Игра продолжается с другими карточками. Заменяя их, следы от фломастера на папке-уголке можно легко убрать влажной салфеткой.
Вариант 2. После того, как ребёнок соединит картинку и домик, предлагаем ему определить количество частей в слове, например, с помощью хлопков. А затем определить, в какой части слова «спрятался» выбранный звук.
Вариант 3. В игре могут принимать участие несколько детей. Раскладываем перед играющими схемы слов и предлагаем подобрать к каждой из них соответствующую картинку на карточке. Дети соединяют картинки с домиками после того, как определили место положения звука в названии изображения. Для этого варианта игры часто добавляем наборы карточек с предметными картинками. После нахождения дошкольником места звука в названии одной из картинок предлагаем ему положить карточку около домика с обозначающей звук буквой. Аналогичные действия ребёнок выполняет с другими картинками.
Раздаточный материал: набор карточек с 12-ю предметными картинками размером 5х5 см и 15 карточек такого же размера с разными схемами слов. На каждой карточке с картинками представлены изображения, в названиях которых присутствует один и тот же звук, например, [с], [л] или [ш] в начале, середине и в конце слова. На карточках со схемами слов одна из клеток закрашена, она обозначает звук, место которого дошкольник будет определять в игре.
Правила игры. Перед ребёнком находятся карточки со схемами слов и перевёрнутые изображениями вниз карточки с картинками. Дошкольник выбирает любую карточку с картинками и переворачивает её. Ведущий называет звук, который есть в названии каждой картинки. Он предлагает подобрать к каждому слову-названию соответствующую схему слова. Каждый раз после определения места звука в слове и выбора подходящей схемы слова ребёнок закрывает картинку карточкой со схемой слова.
Играть могут и несколько детей одновременно. В этом случае каждый играющий получает набор карточек со схемами слов и выбирает карточку с картинками. В конце игры предлагаем детям проверить правильность выбора схем слова всеми играющими, последовательно открывая картинки.
Раздаточный материал: карточка с изображением теремка, на окнах которого расположены разные схемы слов; карточки с изображениями живущих в теремке сказочных животных; фишки красного, синего и зелёного цвета.
Правила игры. Рядом с изображением теремка находятся портреты персонажей сказки. Предлагаем дошкольникам выбрать портрет, назвать животное и выполнить звуковой анализ слова, обозначая при этом последовательность звуков в нём цветными фишками. Затем следует найти окно с соответствующей схемой слова и определить место животного в теремке. Игра продолжается с оставшимися портретами.
В теремок можно поселить героев и других сказок. Схемы на окнах при необходимости легко заменить.
Формирование навыков звукового анализа является важным направлением подготовки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) к овладению чтением и письмом. В свою очередь на умение ребёнка выделять звуки и определять их позицию в слове положительно влияют как развитие фонетического восприятия и фонематического слуха в целом, так и развитие его внимания, памяти, мышления. В связи с этим в практике своей логопедической работы с детьми использую привлекательный и понятный для них игровой материал, который позволяет преодолеть трудности выделения в слове слогов и отделения в них гласных звуков от согласных при использовании зрительной опоры. Представлю некоторые разработанные мной игровые пособия.
Место звука в слове
Задачи: упражнять в определении места указанного звука в начале, середине или конце слова и соотносить его с позицией, обозначенной на схеме слова.Раздаточный материал:
- 3 карточки с изображением грузовика. На его кузове представлена схема слова. Изображения отличаются местом выделенного звука на каждой схеме.
- 3 карточки с изображением девочки с тележкой для покупок. Схема слова расположена на тележке. Изображения также отличаются местом выделенного на схемах звука.
- Наборы предметных картинок по темам «Продукты», «Посуда», «Одежда» «Обувь», «Инструменты», «Бытовая техника». Картинки в наборы собраны так, что в их названиях указанные ведущим звуки находятся в начале, середине или конце слова.
Соедини картинки
Задачи: закреплять чёткое и правильное произношение заданного звука в словах, умение выделять звук в начале, середине, в конце слова; делить слова на слоги.Раздаточный материал: карточки с изображениями 3-х домиков поросят из сказки «Три поросёнка», букв и предметов, в названиях которых есть один из обозначаемых этими буквами звуков; прозрачная папка-уголок, фломастер.
Правила игры
Вариант 1. Перед игрой вставляем карточку в прозрачную папку-уголок. Предлагаем ребёнку доставить 3-м поросятам из магазина покупки, которые представлены на карточке. Например, для этого следует выбрать покупку со звуком [к], [д] или [в] в названии и соединить её фломастером с домиком, слева от которого находится обозначающая этот звук буква. Затем предлагаем соединить с домиками другие изображения покупок.
Игра продолжается с другими карточками. Заменяя их, следы от фломастера на папке-уголке можно легко убрать влажной салфеткой.
Вариант 2. После того, как ребёнок соединит картинку и домик, предлагаем ему определить количество частей в слове, например, с помощью хлопков. А затем определить, в какой части слова «спрятался» выбранный звук.
Вариант 3. В игре могут принимать участие несколько детей. Раскладываем перед играющими схемы слов и предлагаем подобрать к каждой из них соответствующую картинку на карточке. Дети соединяют картинки с домиками после того, как определили место положения звука в названии изображения. Для этого варианта игры часто добавляем наборы карточек с предметными картинками. После нахождения дошкольником места звука в названии одной из картинок предлагаем ему положить карточку около домика с обозначающей звук буквой. Аналогичные действия ребёнок выполняет с другими картинками.
Подбери схему к слову
Задачи: закреплять навыки звукового анализа слов.Раздаточный материал: набор карточек с 12-ю предметными картинками размером 5х5 см и 15 карточек такого же размера с разными схемами слов. На каждой карточке с картинками представлены изображения, в названиях которых присутствует один и тот же звук, например, [с], [л] или [ш] в начале, середине и в конце слова. На карточках со схемами слов одна из клеток закрашена, она обозначает звук, место которого дошкольник будет определять в игре.
Правила игры. Перед ребёнком находятся карточки со схемами слов и перевёрнутые изображениями вниз карточки с картинками. Дошкольник выбирает любую карточку с картинками и переворачивает её. Ведущий называет звук, который есть в названии каждой картинки. Он предлагает подобрать к каждому слову-названию соответствующую схему слова. Каждый раз после определения места звука в слове и выбора подходящей схемы слова ребёнок закрывает картинку карточкой со схемой слова.
Играть могут и несколько детей одновременно. В этом случае каждый играющий получает набор карточек со схемами слов и выбирает карточку с картинками. В конце игры предлагаем детям проверить правильность выбора схем слова всеми играющими, последовательно открывая картинки.
Кто живёт теремке?
Задача: упражнять детей в подборе слов к их представленным схемам.Раздаточный материал: карточка с изображением теремка, на окнах которого расположены разные схемы слов; карточки с изображениями живущих в теремке сказочных животных; фишки красного, синего и зелёного цвета.
Правила игры. Рядом с изображением теремка находятся портреты персонажей сказки. Предлагаем дошкольникам выбрать портрет, назвать животное и выполнить звуковой анализ слова, обозначая при этом последовательность звуков в нём цветными фишками. Затем следует найти окно с соответствующей схемой слова и определить место животного в теремке. Игра продолжается с оставшимися портретами.
В теремок можно поселить героев и других сказок. Схемы на окнах при необходимости легко заменить.
Римма Киямова, учитель-логопед
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку